«Поплывем вспять течению лет в чьи-то страсти, разлуки и встречи… XIX век к нам спешит, возвращая к ушедшим мгновеньям…», – эти строки Ларисы Рубальской стали зачином организованного сотрудниками библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского для получателей социальных услуг социально-реабилитационного отделения №5 Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Симферополя литературно-поэтического посвящения «О, первый бал – самообман! Как первая глава романа!», приуроченного к Международному дню танца.
Дамы элегантного возраста познакомились с историей возникновения на Руси бального церемониала, узнали о роли Петра I в его укоренении в русском обществе, о том, что на протяжении XIX–начале XX века балы были не только развлечением, но и местом светских дебютов, неформального общения молодежи. Как писал Александр Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин»: «…Во дни веселий и желаний я был от балов без ума: верней нет места для признаний и для вручения письма».
Многогранным источником сведений о традициях великосветских балов служат произведения классиков русской литературы: «Толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт…» («Арап Петра Великого» А. Пушкина), «В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы… <Анна> танцевала… и вальс, и польку, и кадриль» («Анна на шее» А. Чехова), «Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах… возбужденное многолюдство, теснота танцующих…» («Памятный бал» И. Бунина) и др.
Милые дамы с удовольствием вспоминали московский бал 1809 года, ставший светским дебютом Наташи Ростовой – героини романа «Война и мир» Льва Толстого, танцевавшей свой первый вальс с князем Андреем Болконским. Обсудили бал, описанный в рассказе «Анна на шее» А. Чехова, вспомнили вальс Печорина с княжной из «Героя нашего времени» М. Лермонтова, вальс Кити с Вронским в «Анне Карениной» Л. Толстого.
О, первый бал – самообман! Как первая глава романа,
Что по ошибке детям дан, его просившим слишком рано… (М. Цветаева)
Зашел разговор и о провинциальных балах того времени, описанных в романе «Отцы и дети» И. Тургенева, романе Д. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы», поэме Н. Гоголя «Мертвые души», книге «Москва и москвичи» В. Гиляровского.
В ходе мероприятия звучали поэтические посвящения отечественных авторов балу: «И веет, веет ветер бальный теплом душистых опахал» («Вальс» И. Бунина), «О, как ничем неукротимо, уносит к юности былой… круженье пары молодой» («Бал» А. Фета), «Когда на бале вальс безумный чету уносит за четой, когда в толпе светло и шумно, привольно младости живой…» (Е. Ростопчина «Дневник девушки») и др.
Информационным сопровождением мероприятия стала книжная выставка «Все в мире – кружащийся танец, и встреча трепещущих рук», представившая «Романовы и Крым» Н. Калинина и М. Земляниченко, «Ливадия – цветочная корона Дома Романовых» Ю. Арбатской и К. Вихляева, «Русская Ривьера» А. Мальгина и другие краеведческие издания, повествующие о жизни великосветского общества в период «бархатных сезонов» в Крыму, о состоявшихся осенью 1911 года в Белой парадной столовой Ливадийского дворца балах в честь совершеннолетия старшей дочери Николая II Ольги, ко дню рождения императрицы Марии Федоровны и 17-й годовщине венчания Николая и Александры.
Завершилось мероприятие строками стихотворения «Во все времена» Л. Рубальской:
Во все времена светила луна. Любовью любовь называлась.
На смену балам плыла тишина и снова балами взрывалась…