9 августа наша страна вместе со всей планетой отмечает День памяти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В этот день, в 1975 году, оборвалась жизнь самобытного композитора и талантливого пианиста ХХ века, одного из самых исполняемых во всем мире музыкальных гениев. Его музыка, по словам Родиона Щедрина, «мир глубоких и емких мыслей, мир удивительной гармонии сердца и ума,… всегда гимн человеку».
К этой памятной дате библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского подготовила библиооду «Какая музыка во всем».
Жизнь Дмитрия Шостаковича, его творчество неразрывно связаны с важнейшими историческими событиями неспокойного ХХ века. Ему довелось пережить и пропустить через свою музыку революцию и мировые войны, строительство нового государства и его послевоенное восстановление. Ираклий Андронников справедливо заметил: «Музыка Шостаковича – это портрет его самого. И целого поколения. И времени. Не упрощенного. А во всех его сложностях». Книги Льва Данилевича «Шостакович», Тамары Грум-Гржимайло «О Шостаковиче», Марины Сабининой «Дмитрий Шостакович» из фонда библиотеки знакомят читателей и удаленных пользователей с творческой биографией музыканта.
Будущий композитор родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Его мать была талантливой пианисткой, а отец, инженер по специальности, страстно любил музыку. В 9 лет Дмитрий представляет на суд взрослых первое музыкальное сочинение – фортепианную пьесу, с 11 лет – учится в частной музыкальной школе, а в 13 лет юный пианист становится студентом Петроградской консерватории. Его преподаватели отмечают исполнительский талант юноши, прекрасную память и абсолютный слух, способность не просто сочинять музыку, но и заставлять слушателей погружаться в неё, переживать её звуки. В 20 лет к молодому композитору приходит мировая слава. Первая симфония Шостаковича с успехом исполняется в концертных залах СССР, Европы и США. Спустя десятилетие, его оперы и балеты входят в репертуар ведущих театрах мира.
Творчество композитора многогранно: оперы «Нос», «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей», оперетта «Москва-Черемушки», инструментальная и симфоническая музыка, произведения для фортепиано, романсы, песни, музыка к спектаклям и кинофильмам. Многие его работы написаны под впечатлением произведений классиков отечественной литературы Николая Гоголя, Федора Достоевского, Николая Лескова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и др.
Из пятнадцати симфоний автора, которые для современников стали «великой эпохой русской и мировой музыки», в Год памяти и славы хочется вспомнить самую величественную из них – Седьмую (Ленинградскую). Первые три части симфонии, ставшей одним из духовных символов борьбы с врагами в Великой Отечественной войне, были написаны в блокадном Ленинграде. 1 октября 1941 года композитор был вывезен через Москву в Куйбышев, где 27 декабря симфония была завершена. Её премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве.
Знаменательно, что именно 9 августа стало днем исполнения симфонии в 1942 году в Ленинграде. Музыка Шостаковича прозвучала в тот день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. Трансляция концерта велась по радио и через уличные громкоговорители, симфония звучала в домах и на улицах. В «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича один из блокадников, музыкант Нил Беляев, вспоминает: «Это был совсем особый случай с этой симфонией. Шостакович был свидетелем колоссальных народных бедствий, всех лишений и страданий народа. И не только он, но и исполнители оркестра, и дирижер, слушатели, находящиеся в зале, все были участниками и свидетелями трагедии. И все это воспринималось совершенно необычно, как говорится, с живым сердцем. Понимаете? Потом уже мне приходилось слушать эту симфонию в отличном исполнении, с хорошим составом оркестра, с прекрасным дирижером, но такого впечатления от этой музыки, такого личного восприятия уже никогда не было».
Легендарной Седьмой симфонии посвящены стихотворения Александра Межирова («Какая музыка была! / Какая музыка играла, / Когда и души, и тела / Война проклятая попрала») и Юрия Воронова («Концерт начался! / И под гул канонады – / Она, как обычно, гремела окрест – / Невидимый диктор / Сказал Ленинграду: / «Вниманье! / Играет блокадный оркестр!..» / И музыка / Встала над мраком развалин, / Крушила / Безмолвие тёмных квартир. / И слушал её / Ошарашенный мир…»).
Вспоминая о Шостаковиче военного времени, Ольга Берггольц писала: «Я глядела на него, маленького, хрупкого, в больших очках, и думала: «Этот человек сильнее Гитлера…». По мнению еще одной блокадницы, Анны Ахматовой, именно музыка Шостаковича помогла выжить ей и тысячам горожан в это страшное голодное время. Ее поэтическое посвящение композитору «Музыка» звучит современно и в наши дни:
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.