31 мая 1892 года родился Константин Георгиевич Паустовский — классик русской литературы. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Писатель дважды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Библиотека-филиал №17 имени Г.К. Жукова представляет литературное онлайн-досье «Уроки доброты Константина Паустовского»
Константин Паустовский известен и любим многими читателями. В первую очередь, за его произведения для детей. Он писал для них сказки и рассказы. Сам Паустовский признавался, что написать сказку «так же трудно, как передать словами слабый запах травы. Сказку пишешь, почти не дыша — чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта». С таким же чувством к сказкам Паустовского обращались многие режиссеры-мультипликаторы, чьи мультфильмы наполнены светом, теплом и добротой.
«Растрёпанный воробей». Это удивительно добрая и светлая сказка, как и многие произведения, которые написал Паустовский. В ней герои-животные разговаривают, как люди. Они обладают характером, мыслями, чувствами. Произведение было впервые опубликовано в 1948 году в журнале «Огонек». С некоторыми изменениями историю о воробье Пашке экранизировали в 1967 году на студии «Киевнаучфильм» (режиссер — Алла Грачева). Действие мультфильма разворачивается не в любимых писателем лесу и деревне, а в большом городе с театром, на крыше которого «взвивались на дыбы чугунные лошади», с забитым на зиму ларьком, где летом продавали мороженое, и, конечно, с типично городскими жителями — жадной вороной и бойкими воробьями.
«Теплый хлеб». Писатель легким и доступным языком объясняет, что только от самих людей зависит, в каком мире им жить. Совершая добрые поступки, мы делаем нашу жизнь ярче и радостнее.
В 1973 году на «Киевнаучфильме» вышел анимационный фильм «Теплый хлеб» режиссера Ирины Гурвич. Сказка, которая легла в его основу, была написана в 1945 году, а впервые напечатана лишь спустя девять лет в детском журнале «Мурзилка». Книга рассказывала о голодных послевоенных годах в деревне, где жил грубиян Филька, обидевший боевого коня. Того самого коня, который помог восстановить мельницу и обеспечить голодавших хлебом. В этой истории было всё, что можно назвать «почерком Паустовского»: военная действительность простые сильные люди — «соль земли»; природа, которая живет, думает, взаимодействует с человеком. «Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце».
«Стальное колечко». У каждого человека, который прочитает эту сказку, на душе становится тепло и радостно. Удивительно нежно и трогательно автор описывает переживания маленькой девочки. История о том, как солдат-сапер подарил волшебное колечко девочке Варюше, увидела свет в 1946 году на страницах «Литературной газеты». За экранизацию в 1979 году взялось творческое объединение «Экран». Режиссер Леонид Бердичевский использовал для создания мультфильма кукольную анимацию. «Эх ты, цветок-лепесток в валенках!.. Эх ты, анютины глазки с косичками!»
«Квакша». Сказка была впервые опубликована в журнале «Мурзилка» в 1954 году. В 1979-м ее экранизировал режиссер-мультипликатор творческого объединения «Экран» Леонид Аристов.
По воле сценаристов густонаселенная деревня Паустовского на экране превратилась в мир двух людей — девочки Тани и ее отца. Зато животные, растения, сама земля и воздух перешли на пленку «в целости и сохранности» — каждый со своим характером и привычками. И снова перед зрителем предстала история о взаимовыручке и доброте. «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек», — считал Паустовский. «Сам дождь тоже прислушивался и соображал, правильно ли он уронил эту первую пробную каплю. И помедлив, решил, что правильно, потому что вдруг сразу сорвался и загрохотал по крыше тысячами капель».
«Похождения жука-носорога». В 1945 году в газете «Пионерская правда» вышла повесть-сказка «Старый жук». Позже автор дал ей другое название, вернее, даже два — «Похождения жука-носорога» и в скобках — «Солдатская сказка». Мультфильм «Солдатская сказка» был снят на «Киевнаучфильме» в 1983 году. К творчеству писателя вновь обратилась режиссер Алла Грачева, та самая, которая за 16 лет до этого экранизировала «Растрепанного воробья». Великую Отечественную писатель видел из окопа, работая фронтовым корреспондентом. Решившись рассказать детям о войне, Паустовский выбрал единственно верную тональность. «Линзой», сглаживающей страшные подробности, но честно и прямо передающей главное, стал взгляд сказочного героя — жука-носорога.
— Будя мальчику сказки рассказывать. Он и впрямь поверит.
— И пусть его верит. От сказки не только ребятам, а даже бойцам одно удовольствие.
«Жильцы старого дома». В мультфильме, снятом в 1988 году на Свердловской киностудии (режиссер — Алексей Караев), нет слов. Но это не мешает зрителю в подробностях узнать историю кота Степана, таксы Фунтика, петуха Горлача, старой курицы и даже духа шотландского мастера Гальвестона. Рассказ «Жильцы старого дома» вышел в сборнике Детиздата в 1941 году. В нем всё казалось загадочным и притягательным: в русскую глубинку попала музыкальная шкатулка из Эдинбурга; старый скворец напевал мелодии, подслушанные им зимой в Африке; жильцы дома читали Вальтера Скотта. Весь рассказ был словно тоской по неизведанным местам, которая не давала покоя Паустовскому: «У каждого писателя своя манера жить и писать. Что касается меня, то для плодотворной работы мне нужны две вещи: поездки по стране и сосредоточенность… Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка — это книга».
Как какое-то чудо, предстают перед читателями простые, обычные вещи и события! Его сказки и рассказы погружают нас в волшебный мир природы и человеческих взаимоотношений.