Библиотека-филиал №20 имени П. Н. Шульца МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь предлагает пользователям исторический портрет «Великий сын своего народа», приуроченный к 200-летию со дня рождения С. М. Соловьева, русского историка, профессора и ректора Московского университета, академика Императорской академии наук, тайного советника.
Родился Сергей Михайлович в Москве в семье священника, для того времени очень образованного. Отец будущего знаменитого историка записал его в восьмилетнем возрасте в Московское духовное училище для обучения. Мальчик жил дома и отец сам обучал его Закону Божию, греческому и латинскому языкам, остальным предметам обучали в училище. Учили там плохо, но Сергей мог доставать хорошие книги и всласть предаваться чтению. Страсть к чтению рано овладела им.
В 13 лет, после окончания духовного училища Соловьев поступил в третий класс Первой, московской гимназии, преподавание в которой было на высочайшем уровне. Пять лет обучения «прошли приятно», он всегда был первым учеником и красой гимназии. Рано определившееся влечение мальчика к истории подкрепляли поездки его, обычно с родителями, в старинные города средней России, в которые он ездил до гимназии и во время гимназического курса.
В эти годы он не только любил читать о путешествиях, вообще географическую литературу, но и сам уже взрослым, при всей занятости, охотно при случае ездил и по России, и по землям Западной Европы. Сначала он читал все книги без разбора, но постепенно пристрастился к серьёзной исторической литературе, полюбив читать и перечитывать труды Карамзина.
Высшее историческое образование Соловьев получил в 1838-1842 годах на Первом, историко-филологическом, отделении философского факультета Московского университета. Занимался Соловьев прилежно, дружил с однокурсниками. В доме родителей своего товарища А. А. Григорьева (будущего известного поэта и критика) он встречался со студентами, начинающими поэтами А. А. Фетом и Я. П. Полонским, Н. М. Орловым (сыном декабриста М. Ф. Орлова). Изучение всеобщей и русской истории, чтение трудов естествоиспытателей, географов, этнографов помогли ему сформировать свой взгляд на историю России.
После окончания университета он два года за границей обучал детей графа С. Г. Строганова, при этом он смог побывать в крупных городах Европы: Париже, Берлине, Праге, где слушал лекции знаменитых философов и историков.
В 1844 году он вернулся в Москву защищать диссертацию и стал работать на кафедре русской истории. Успешное чтение лекций, публикация двух солидных исследований отдельными книгами и двенадцати статей в прессе в течение трех лет (1845-1847) наглядно свидетельствовали о вступлении в русскую историческую науку новой, деятельной и крупной величины. Незамедлительно последовало укрепление молодого ученого в университете, закономерное приобретение видного положения в научной литературе и журналистике. В 1847 году ему исполнилось 27 лет, и тогда же он получил ученую степень доктора исторических наук, политической экономии и статистики. Вскоре был утвержден в должности ординарного профессора Московского университета.
Последующая творческая и служебная биография Соловьева теснейшим, органическим образом связана с этим важным научно-учебным центром России. С половины сороковых годов и до конца своих дней он здесь профессорствовал на кафедре русской истории три десятилетия. Так и шла его жизнь — от студента до ректора. По достижении профессорского звания, он предпринял труд написать полную Отечественную историю. Практически всю жизнь историк работал над своим крупнейшим произведением — «Историей России с древнейших времен», которая и сегодня является беспрецедентной по своему объему. Тома его «Истории России» выходили регулярно каждый год, с 1851-го по 1879-й. Хотелось ему закончить историю царствованием Екатерины II. Но последний, 29-й, том кончался событиями 1774 года. И вышел он уже по смерти Соловьева. Труд написан на основе его собственных розысканий в архивах и хранилищах и первичной обработки массы документов, отложившихся за два столетия — XVII и XVIII.
Осевую, новаторскую свою идею ученый рельефно выразил в известных каждому, кто интересуется прошлым, начальных строках предисловия к его «Истории России»: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений».
Современников удивляла работоспособность Соловьева, во всём у него в образцовый порядок, аккуратность, бережливое отношение ко времени. Строгому размеренному порядку, почти суровой атмосфере подчинена была и жизнь семьи историка. Семья была большая, патриархальная, с устойчивыми традициями. Во главе ее стояли Сергей Михайлович и его жена Поликсена Владимировна (в девичестве Романова), у них родились двенадцать детей (четверо умерли в раннем детстве, восьмеро выросли). Впоследствии стали известными деятелями — философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев, историк Михаил Сергеевич, известный автор исторических романов Всеволод Сергеевич, поэт и писательница для детей Поликсена Сергеевна.
В университете была сложная обстановка. Реакционные преподаватели видели в нем опасного для себя прогрессиста.
Консервативные профессора и реакционная печать, как могли теснили Соловьева, он вынужден был уйти с поста ректора. Оставив ректорство, а затем и должность профессора, захворавший Соловьев продолжал ещё некоторое время читать в университете лекции. Преодолевая обиду вынужденной отставки и мучительные натиски тяжелой болезни, историк Соловьев весной 1879 года с напряжением заканчивал очередной, 29-й, том своей «Истории России». Том был написан. Но увидеть его изданным автору не пришлось. 4 октября 1879 года С. М. Соловьев скончался. Его смерть стала тяжёлым ударом для русской исторической науки.
Чрезвычайно обширен круг вопросов, ответы на которые дал Соловьёв в течение своей научной деятельности, продолжавшейся около 40 лет. Научная библиография его трудов составляет 244 наименования печатных произведений, вышедших при его жизни, с 1838 по 1879 гг. Им впервые в научный оборот было введено огромное количество ранее неопубликованных исторических источников. В своих «Исторических письмах» он писал: «Жизнь имеет полное право предлагать вопросы науке; наука имеет обязанность отвечать на эти вопросы».
Духовное наследие Соловьева — органическая часть русской культуры. Оно было нужно нашим предкам. Служит оно и нашим современникам.