«Сей наш Прометей, сей наш Пигмалион, бездушных диких скал резцом животворитель…» – эти высокопарные строки посвящены памяти величайшего русского скульптора, с именем которого связаны наивысшие достижения русской и мировой скульптуры XVIII века – Федоте Ивановиче Шубине, 280-летие со дня рождения которого Россия отмечает 28 мая 2020 года.
К юбилею основоположника русской портретной скульптуры, который за 65 лет жизни успел создать из гипса, мрамора и бронзы великолепные портреты своих знаменитых современников и наших великих соотечественников, библиотекой-филиалом №4 им. М.М. Коцюбинского приурочен арт-подиум «Русский гений гипсовой скульптуры – Федот Иванович Шубин».
Искусствоведы утверждают, что вместе с архитектурой Василия Баженова и Матвея Казакова, живописью Дмитрия Левицкого и поэзией Гавриила Державина портретное творчество Федота Шубина составляет славу и гордость Отечества. Для искусства Шубина было характерно обостренное чувство современности и вместе с тем устремленность в будущее.
Федот Шубин был выходцем из семьи крестьян-поморов из небольшой деревни в Архангельской области близ Холмогор – родины Михаила Ломоносова. Семья Шубиных была известна как одна из самых знаменитых фамилий мастеров-резчиков. Кроме того, существовало предание, что отец Федота, Иван Афанасьевич, обучал юного Ломоносова грамоте, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего ученого на дорогу в Москву «тремя рублями и китайчатым полукафтаньем». Подобно знаменитому земляку Федот Шубин зимой 1758 года с рыбным обозом прибыл в Санкт-Петербург. Сначала при поддержке Михаила Ломоносова Федот был определен в дворцовые истопники, а в 1761 году поступило распоряжение «уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного…, который своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером».
Первым учителем Шубина стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле. По окончании шестилетнего академического курса молодой скульптор за работу на сюжет из древнерусской истории был удостоен первой золотой медали и стал обладателем аттестата со шпагой, что означало получение им личного дворянства.
О лучших произведениях Федота Шубина, созданных в 1770-е годы, создатель первого «Русского музеума» П.П. Свиньин в начале 19 века писал, что «они совершены художником в первых порывах огня и честолюбия». За бюст, сделанный по заказу Екатерины II и считающийся наиболее схожим с внешностью российской императрицы из всех имеющихся, Шубин получил звание академика и стал выполнять заказы Высочайшего двора. Первой работой, которая принесла ему славу, стал портрет князя A.M. Голицына, увидев который знаменитый Фальконе (автор Медного всадника), писал: «В этом молодом скульпторе я заметил самые выдающиеся способности».
Художнику, пережившему царствования нескольких правителей Российской империи, удалось создать множество портретов членов императорской семьи, крупнейших российских сановников, полководцев и флотоводцев, аристократов, родовитых помещиков, представителей других сословий. К шедеврам русской и мировой пластики относятся портреты придворной дамы графини М.Р. Паниной, графа П.А. Зубова, кабинет-секретаря Ее Императорского Величества П.В. Завадовского, великого русского ученого М. В. Ломоносова, промышленника И.С. Барышникова. Почти два столетия спустя советский искусствовед, историк и теоретик архитектуры Давид Аркин отмечал, что «умение увидеть и пластически выразить «противочувствия человеческой натуры» позволило <Шубину> создать «коллективный портрет своей эпохи», вернее, ее определенного круга, в который вошли придворные вельможи, счастливые фавориты и знатные сановники последней четверти переломного для судеб России 18 века.
Талант Шубина проявился и в других жанрах. Он создавал рельефы, монументально-декоративную скульптуру, оформлял архитектурные ансамбли. Его шедеврами в области монументально-декоративной пластики стали статуи и барельефы Троицкого собора Александро-Невской лавры и Мраморного дворца, Петергофские фонтаны.
В 1774-1775 годах по заказу двора Шубин выполняет полсотни овальных мраморных рельефов с поясными портретами великих князей и царей, входящих в цикл «Родословие российских государей». Из-за обязательств придерживаться официальной иконографии наименее интересными у него получились портреты правителей из дома Романовых. В изображении остальных государей Шубин свободно следовал за своей фантазией. В поисках национальных образов скульптор обращался к реальной действительности, к миру русских типов и характеров, хорошо знакомых ему с раннего детства, когда он жил в далекой глуши, на севере России. Игорь Рюрикович, Изяслав Ярославин, Ярослав Владимирович, Мстислав Удалой, Иван Грозный были представлены Шубиным как воины – сильные, крепкие и могучие, удивительно похожие на бородатых поморских крестьян и рыбаков. Портретные медальоны предназначались для украшения зала Чесменского дворца в Петербурге (архитектор Ю.М. Фельтен), а в 1849 году они были перенесены в Оружейную палату Московского Кремля.
Шубин виртуозно владел техникой обработки особенно любимого им мрамора, используя в работе не только молоток и резец, но и сверло, которым выполнялись многие декоративные элементы (локоны причесок, кружевные воротники, жабо, а также зрачки глаз). Не случайно о работах Федота Шубина современники писали: «Под его рукою мрамор дышит».
Созданная Шубиным грандиозная портретная галерея ныне воспринимается как обобщающий портрет эпохи XVIII века. Опираясь на русскую народную культуру и достижения мировой пластики, он воплотил в своем творчестве народные представления и взгляды на жизнь. «Замечательный чародей формы, поэт изящного реализма», Шубин одним из первых среди русских скульпторов вышел на путь реалистического искусства, которому принадлежало будущее.
Последние годы выдающегося русского мастера прошли в бедности. В 1801 году его дом и мастерская со всеми находившимися там работами сгорели. По указанию Александра I в 1803 году Академия художеств зачислила Шубина в свой штат, предоставив ему должность адъюнкт-профессора с преподаванием в скульптурном классе. А 12 мая 1805 года, 215 лет назад, великого русского скульптора России, «воплотившего в мраморе всех главных деятелей эпохи Великой Екатерины», не стало. Вначале он был похоронен на Смоленском кладбище, а затем его прах был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры. Эпитафия на могиле первого русского скульптора-портретиста гласит: «Из россов первый здесь в плоть камень претворял и видом движущих скал чувства восхищал».