24 мая исполняется 115 лет со дня рождения одного из самых известных советских писателей, лауреата Нобелевской премии по литературе, Михаила Александровича Шолохова.
Библиотека-филиал №17 имени Г.К. Жукова представляет онлайн-информацию «Михаил Шолохов. От произведения к экранизации». Многие произведения М.А. Шолохова легли в основу известных кинофильмов, которые выступают как символы непобедимости русского народа в годы войны. Предлагаем вспомнить самые знаменитые экранизации произведений Михаила Шолохова.
«Тихий Дон» (1930). Режиссеры – Ольга Преображенская, Иван Правов
Первая экранизация двух первых завершенных книг одноименного романа Михаила Шолохова, ставшего его визитной карточкой. Картина длилась всего 87 минут и вышла в 1930 году в немом черно-белом варианте. Лишь спустя три года фильм был озвучен. К этому времени Шолохов дописывал роман, который впоследствии стал культовым.
«Тихий Дон» (1957). Режиссер – Сергей Герасимов
Первая полноценная экранизация самого известного романа писателя. События происходят в период Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России. Сюжет повествует о казацкой жизни в небольшой Вешенской станице. Главный герой – казак и офицер Григорий Пантелеевич Мелехов. Через этого героя мы видим важнейшие события для истории страны.
«Поднятая целина» (1959). Режиссер – Александр Иванов
Экранизация одного из лучших произведений писателя, сделанная во время разгара Оттепели. Всеобщая коллективизация, проводимая в стране, началась и в казачьей станице Гремячий Лог. Присланный из Ленинграда рабочий Семен Давыдов начинает организовывать в ней колхоз, ему помогают местные коммунисты – Разметнов и Нагульнов. Гигантский по объему роман привел к тому, что хронометраж «Поднятой целины» перерос почти в пять часов.
«Судьба человека» (1959). Режиссер – Сергей Бондарчук
Великий фильм Сергея Бондарчука, который до сих пор считается одним из драматичных и пронзительных советских фильмов о войне. История солдата Андрея Соколова, прошедшего всю войну, стала первым значимым фильмом для самого Бондарчука, принесла ему мировую известность и главный приз Московского международного кинофестиваля. Картину в кино тогда посмотрели почти 40 миллионов человек.
«Нахалёнок» (1961). Режиссер – Евгений Карелов
Телевизионный художественный фильм, снятый и поставленный по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова на киностудии «Мосфильм» (Творческое объединение телевизионных фильмов).
«Они сражались за Родину» (1975). Режиссер – Сергей Бондарчук
Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери. Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы. «Они сражались за Родину» был снят к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. В картине Сергея Бондарчука снялись звезды первой величины, а для Василия Шукшина работа в фильме стала последней в жизни. Фильм был показан на Каннском кинофестивале.
«Тихий Дон» (2006). Режиссер – Сергей Бондарчук (Совместное производство России, Великобритании и Италии).
Многосерийная телеверсия романа Шолохова, снятая Сергеем Бондарчуком и смонтированная его сыном Федором. С. Бондарчук не успел закончить картину при жизни, но всегда мечтал экранизировать именно этот роман писателя. В сериале снялись несколько известных зарубежных актеров, включая Руперта Эвверета и Ф. Мюррэя Абрахамса.
«Тихий Дон» (2015). Режиссер – Сергей Урсуляк
Главный режиссер российского телевидения сегодняшних дней – Сергей Урсуляк («Ликвидация», «Жизнь и судьба») – снимал свою версию «Тихого Дона» несколько лет. В итоге сериал побил все рекорды по рейтингам, а продажи самого романа Михаила Шолохова выросли в книжных магазинах.
Всегда интересно перечитывать любимые книги Михаила Шолохова, но не менее познавательно пересматривать потрясающие экранизации произведений, от которых просто захватывает дух. Подсчитано, что на работу по всем произведениям шолоховских произведений потребовалось в общей сложности свыше 10 лет. Тысячи людей участвовали в создании этих фильмов. Не все кинокартины ожидал одинаковый успех. Но каждый из участников – будь то реквизитор или костюмер, пиротехник или оружейник, звукооператор или композитор, сценарист или режиссёр, художник или оператор, статист или актёр, — каждый делал всё, что в его силах, чтобы шолоховские образы жили на экране полнокровной жизнью. Каждый из представленных фильмов — шедевр, а основа этих шедевров — произведения М. Шолохова!