20 мая исполняется 190 лет со дня рождения Гектора Мало. Сотрудники абонемента ЦГБ им. А. С. Пушкина предлагают вашему вниманию обзор жизни и творчества этого замечательного писателя, известного всем с детства по книгам «Ромен Калбри»,»Без семьи», и «В семье».
Гектор Мало – французский писатель и является автором книг, написанных для детей и юношества. Полное имя и псевдоним писателя-романиста Гектора Мало ‒ Hector Henri Malot. Эктор Анри Мало родился в провинциальном местечке Ла-Буй на Нижней Сене (Франция) в 1830 году. Начальное образование получил в Руане, профессиональное ‒ в Париже. Его отец был нотариусом и мечтал, чтобы сын-юрист продолжил семейное дело. Но Гектор работать на этом поприще отказался, полностью посвятив себя литературному творчеству.
С молодости Гектора отличало доброе отношение к людям, искренняя заинтересованность в их судьбе. Будучи близким другом писателя и памфлетиста Жюля Валлеса, с которым его их объединяли политические взгляды, Мало помогал ему деньгами и поддерживал морально. Особенно это касалось периода лондонской ссылки революционера. Благодаря содействию Мало смогла увидеть свет рукопись Валлеса «Дитя» (L’enfant). За свой открытый и прямой характер Гектор получил среди друзей и собратьев по перу прозвище «Честный Мало».
Полученное Гектором юридическое образование предполагало, что у него будет сформирована академичная, канцелярская манера изъясняться. Вопреки этому, Мало удалось создать свершено иной стиль излагать свои мысли. Его книги написаны живым, образным, доступным языком. Зачастую посредством своих произведений писатель пытался указать на изъяны общества и провести в жизнь свои либералистические взгляды. Эмиль Золя часто критиковал Мало за то, что в его романах очень сильно выделяется авторская позиция, превращая их из повествования в изложение своих идеалов.
Плодотворным для Мало стало время работы в качестве литературного сотрудника «Журнала воспитания и развлечения». В редакционную коллегию, возглавляемую Пьером Этцелем и Жюлем Верном, входили известные писатели, талантливые художники-иллюстраторы, видные ученые и педагоги. Они стремились к тому, чтобы «учить и воспитывать, развлекая», и требовали от авторов публикаций максимально придерживаться данного канона. Мало проникся этой идеей и решил написать книгу для детей. Она вышла в печать 1869 году и называлась «Приключения Ромена Кальбри». Издание украшали гравюры известного французского художника Эмиля Байяра.
Повесть имела большой успех, и Этцель «заказал» автору вторую книгу, которая была бы не только увлекательной, но и познавательной. Вот так увидела свет лучшая повесть Гектора Мало «Без семьи». История странствий мальчика-подкидыша Реми, похищенного когда-то у родителей и проданного бродячему актеру и музыканту Виталису, который стал ему другом и наставником. Вся жизнь юного героя окутана тайной, что усиливает напряженность сюжета, но после долгих скитаний мальчик, наконец, находит семью и обретает свое счастье, тепло, любовь.
Третья повесть Мало – «В семье» – рассказывает о доброй и храброй девочке-сироте Перрине, отправившейся в далекое и опасное путешествие, чтобы отыскать родственников.
Всё, что написано Мало в жанре детской повести – правдивый, эмоциональный и трогательный рассказ о жизни и испытаниях, выпавших на долю одинокого ребенка, о тяжелом положении простых людей во Франции 19 века. Несмотря на грустные страницы и драматические ситуации, повествование оживлено веселыми и забавными эпизодами из жизни ребят, сдобрено юмором, украшено картинками народного быта. Эпиграфом к произведениям Гектора Мало вполне могут стать строки, написанные им о своих персонажах: «Судьба не отворачивается надолго от тех, кто имеет мужество с ней бороться».
Книги писателя стали достоянием европейской литературы и переведены на русский язык, а во Франции повесть «Без семьи» сделалась классической детской книгой, по которой в школах изучают родной язык.
Произведения Гектора Мало, наряду с творениями Бальзака и Гюго, считаются классикой французской литературы 19 века. Мало ‒ крупный реалистический талант, примыкающий к школе Оноре де Бальзака. Реализм писателя специалисты оценивают, как условный, поскольку в нем присутствует некоторая доля сентиментализма и идеализации. Такой литературный стиль вообще был характерен для прозы того времени, адресованной детям. Не было у Мало ни царственности Бальзака, ни искромётности Мопассана, ни буйства фантазии Дюма. Он был прост и последователен в своем творчестве; мягко, кротко и ненавязчиво учил добру. Так, как можно учить только ребенка, пока юная душа восприимчива к чистому истоку.