Маленькие русские селенья,
Славные большие города
Часто вызывают удивленье
Красотою древнего труда.
В. Темнов.
Русь всегда широко славилась своими умельцами. В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры. Их имена, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.
Сотрудники библиотеки-филиала № 15 им. А. С. Грина представляют вниманию пользователей творческую мастерскую «Невероятные стаканы крепостного художника», посвященную замечательному мастеру Александру Вершинину.
Более 218 лет назад мастер Александр Петрович Вершинин (1765-1828) изготовил свой знаменитый двухслойный стакан (1802 г.). Крепостной по рождению, этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов.
Крепостная семья Вершининых работала на заводе более столетия, и представители ее были мастерами и управляющими с конца XVIII до начала XX века. Александр Вершинин в начале XIX века был лучшим мастером на заводе. Он создавал посуду для представителей царской фамилии и лично Александра I и его жены, бокалы, посвященные тематике Отечественной войны 1812 года, рюмки с великокняжескими гербами и, конечно же, уникальные стаканы. За один из сервизов, изготовленный Вершининым для царского стола, на 70 персон, государь-император «пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства».
Александр Вершинин был не только искусный мастер, но и талантливый изобретатель. Дело в том, что мастер-стеклодув сумел между стенками стакана запечатлеть усадьбу Бахметьева с парком и прудом, по парку гуляют гости – кавалеры и дамы, а вдали – фигуры играющих детей. На ветках деревьев сидят птицы, а на пруду плавают гуси, утки. Напротив господского дома виднеются крестьянские избушки. Но самым удивительным было то, что вся эта композиция сделана из пуха, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги.
Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой, но впоследствии, при исследовании одного подобного стакана, имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки, в узком пространстве между которыми располагаются целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги.
Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер прикреплял свои макеты к стеклу – ведь стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно. Каким образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не съехала – зазора между стаканами практически нет. И, наконец, как сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты. Ведь в то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком.
Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто не смог воссоздать подобные сосуды. Именно поэтому они очень дороги. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на аукционе Кристи в Лондоне 19 лет назад. Тогда выставленный на нем вершининский стакан был куплен за 28 тысяч фунтов стерлингов! Неудивительно, что частные владельцы не афишируют своих приобретений.
В музеях мира таких стаканов хранится предположительно 14. Из них три в фонде стекла Московского государственного исторического музея. Еще один, датированный, согласно архивным документам, 1802 годом, до августа 1996 года являлся украшением коллекции Никольского музея стекла и хрусталя, откуда при весьма странных обстоятельствах был похищен неизвестными лицами.