Вечер-посвящение «Я говорю с тобой под свист снарядов»,
к 75-летию Победы и юбилею О. Берггольц
16 мая 1910 родилась советская поэтесса и прозаик, женщина тяжелой и удивительной судьбы – Ольга Федоровна Берггольц. Поэтессу называли «блокадной Мадонной» и музой осажденного города. Ее стихи помогли ленинградцам выжить в промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из репродукторов и укреплялись в вере дожить до победы. «В истории ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых», — говорил о ней писатель Даниил Гранин.
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Ольга Берггольц разделила судьбу своего народа. И все же далеко не каждой женщине довелось пройти через такие испытания, через которые прошла Ольга. При этом она не ожесточилась сердцем, а продолжала любить…
«Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…», — писала Ольга Берггольц.
Блокадный 1941 год. Несмотря на тихий, деликатный голос, её взяли работать на ленинградское радио, её голос для изможденных ленинградцев стал родным. Малоизвестный автор детских книжек и стихов заставляла обессилевших людей подниматься и идти вперед, помогала жить за гранью человеческих возможностей. Она читала родному и любимому городу стихи. Она подбадривала его, утешала, вливала в него свои силы. Маленькая, истаявшая от дистрофии женщина, вдруг стала символом стойкости ленинградцев.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
Часто не хватало сил, чтобы добраться до дома, и она ночевала в студии. Но силы духа у нее всегда хватало, чтобы поделиться доверительными и мужественными стихами. В эти дни родились такие стихи, как «Разговор с соседкой», поэмы «Памяти защитников», «Твой путь», сборники «Ленинградская тетрадь», «Ленинград». В них – судьба города, раздумья о героизме, верности, любви и обычные люди, побеждающие страдания и смерть. Радиопередачи Берггольц, олицетворявшей мужество ленинградцев, после войны вошли в сборник «Говорит Ленинград». Говорят, что Гитлер считал ее личным врагом, наравне с Ильей Эренбургом. В1942 году она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма». В «Ленинградской поэме» Берггольц перед читателями встает образ осажденного города.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
В 1944 году Ольга Федоровна была направлена политическим управлением флота в освобожденный Севастополь. Писательница встречалась с подпольщиками, общалась с жителями, которые послужили прототипами главных героев пьесы «Верность». Именно их рассказы стали основой будущего произведения. О.Берггольц часто повторяла: «Ленинград и Севастополь — два невероятных светоча на моем жизненном пути».
После войны Берггольц написала книгу «Дневные звезды» – философский дневник, обобщивший пережитое. Она обрела признание, которого была достойна, ее награждали. Но главной наградой стала народная любовь и звание «ленинградской Мадонны».
Ольги Берггольц не стало 13 ноября 1975 года. Музе блокадного Ленинграда исполнилось всего лишь шестьдесят пять лет. Могила Ольги Берггольц — на Волковом кладбище, на Литераторских мостках. Памятник установили через 30 лет, в 2005-м.
Это ей принадлежат строки, высеченные на граните Пискаревского мемориала: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.