В феврале 2019 года культурное сообщество России отмечает плеяду юбилейных дат, связанных с миром театрального искусства: 145 лет со дня премьеры оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра (1874), 135 лет со дня премьеры оперы П. И. Чайковского «Мазепа» на сцене Большого театра (1884), 125 лет первой постановке балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в Мариинском театре (1894).
К этим датам в читальном зале библиотеки-филиала №4 им. М. М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых Симферополя организована выставка-аншлаг «Вдохновенное чувство театра: юбилеи театральных постановок».
Русская музыка и опера всегда были неразрывно связаны с классической литературой. Раздел выставки «Бессмертные творенья Пушкина на сцене» представляет драматические произведения великого русского поэта, по которым создано более 20 опер и свыше 10 балетов, в том числе оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Мазепа» П.И. Чайковского.
«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей.
Это – моя задача. Я попытаюсь решить ее в опере» — сказал М. П. Мусоргский, написавший либретто «Бориса Годунова» на основе одноименной трагедии А. С. Пушкина и фрагментов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Триумфальное значение для дальнейшего успеха оперы имело участие в заглавной партии Федора Ивановича Шаляпина, исполнившего роль Годунова.
Первое представление оперы П. И. Чайковского «Мазепа», написанной на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Полтава», состоялось в присутствии автора 15 февраля 1884 года в Московском Большом театре. «В один прекрасный день я перечел поэму Пушкина, был тронут некоторыми красивыми сценами и стихами и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без изменений перенесена из поэмы в либретто» — писал П.И. Чайковский.
Каждая из этих опер написана двумя авторами – гениями сюжета и музыки. Возможно, именно в этом секрет их долголетия и популярности.
Выставка посвящена также блистательному миру балета – 125-летию первой постановки в Мариинском театре в 1894 году балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» – первого балетного произведения великого композитора, которое со временем обрело глубокое признание и неувядаемую славу. По мнению искусствоведов, когда композитор писал музыку «Лебединого озера», он мог вспоминать строки из «Сказки о Царе Салтане» Пушкина, в которой «лебедь-птица» «полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась». Белый лебедь, рожденный фантазией великого композитора, по-прежнему останется символом русского балета. И не случайно в образах этих сказочных птиц выступали именно русские прима-балерины – Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова и другие.
Украшением выставки стали макет Собора Василия Блаженного в Москве – картина встречи Годунова с народом на площади перед собором составляет неотъемлемую часть драматургической концепции «Бориса Годунова», статуэтка, символизирующая Мазепу, канделябр и шляпа с перчатками.