Библиотека-филиал №13 им. С. П. Щипачева представляет литературно-музыкальную композицию «Эти песни с нами и поныне», посвященную 75-летию Победы и юбилею поэтов-фронтовиков Е. А. Долматовского и М. Л. Матусовского, в которой познакомит с историей известных песен Великой Отечественной войны.
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам. У многих солдат были альбомы, в которых с большой любовью были записаны известные нам всем песни.
В этом году мы отмечаем 105-летие со дня рождения Евгения Ароновича Долматовского, удивительного человека, поэта, чьи стихи, положенные на музыку, стали настоящими народными песнями для многих поколений советских людей. Его первые стихотворения, ставшие общенародными песнями, «Моя любимая» и «Любимый город», написанные еще до Великой Отечественной войны, были одними из самых желанных на фронте. И бойцы, и командиры тогда и не могли представить, что эти стихи принадлежат человеку с очень непростой судьбой.
Евгений Долматовский родился 5 мая 1915 года. В 1924 году Евгений перебрался в Москву, чтобы учиться. Окончил педагогический техникум, начал публиковаться в пионерской прессе. В 15 лет познакомился с Владимиром Маяковским, которому прочел свои стихи и получил высокую оценку. А дальше, когда Евгению исполнилось 17 лет, стал откатчиком на строительстве первой очереди московского метрополитена. А стихи он так и продолжал писать, благодаря чему его и пригласили поступить в литературный институт, который вскоре начал носить имя А. М. Горького. В то время, когда Евгений был на последнем курсе литинститута, в его семье произошло несчастье: его отец был арестован и впоследствии расстрелян.
В 1939 году режиссер Эдуард Пенцлин снимал фильм «Истребители» с уже известными к тому времени актерами Борисом Андреевым, Петром Алейниковым и Марком Бернесом. На стихи Долматовского была написана песня «Любимый город», музыку к ней написал Никита Богословский, и песня стала настоящим хитом. Благодаря этому фильму Евгений Долматовский стал военным корреспондентом. Он находился в войсках, которые участвовали в освободительном походе на Западную Украину и Белоруссию, потом «перебрался» в действующую армию.
С первых дней Великой Отечественной войны Долматовский снова на фронте. Бойцы прощались с родными и близкими на вокзалах под марш «Прощание славянки», а в эшелонах распевали новую песню Долматовского — «Моя любимая». Во время оборонительных боев на Украине Долматовский попал в окружение, а затем и в плен. Уже после плена, вернувшись в состав действующей армии, поэт написал достаточно много стихотворений, одно из которых тут же стало любимым в народе — «Ты ждешь, Лизавета». Его песни, созданные в соавторстве с Никитой Богословским, Дмитрием Шостаковичем, Александрой Пахмутовой, Яном Френкелем, Марком Фрадкиным, Оскаром Фельцманом и другими известными композиторами, пели Марк Бернес, Леонид Утесов, Людмила Зыкина, Юрий Богатиков.
После войны поэт написал еще много песен, которые, практически ежедневно звучали из радиоприемников. Долматовский достаточно долго проработал преподавателем, учил молодых поэтов. Е. А. Долматовский умер 10 сентября 1994 года после болезни, причиной которой стала травма, полученная в дорожно-транспортном происшествии. Похоронен в Москве. Евгений Аронович был лауреатом не одного десятка различных премий, как советских, так и международных. Этот талантливый и проницательный поэт, песни и стихи которого звучат и по сей день.
Михаил Матусовский нам известен, как автор слов к песням «На Безымянной высоте», «С чего начинается родина?», «Подмосковные вечера», «Верные друзья», и др.). В этом году мы будем отмечать 115-лети со дня рождения поэта. Михаил Львович Матусовский родился 10 июля в Луганске в рабочей семье. Закончив строительный техникум, стал работать на заводе. В это же время стал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах, получив уже тогда признание. В начале 1930-х приехал в Москву учиться в Литературном институте, Увлекся древнерусской литературой.
В 1939, окончив институт, поступил в аспирантуру, три года работая над диссертационным исследованием под руководством Н.Гудзия, знатока древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась — началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушел на фронт. Н.Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.
Матусовский находился в качестве военного корреспондента на Западном, Северо-Западном, и Втором Белорусском фронтах, был ранен, награжден орденами и медалями. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского, а главное — его песни.
Во время Великой Отечественной войны были опубликованы сборник стихотворений Матусовский «Фронт» (1942)), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), поэмы «Володя» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943), «Дед», «Янис» (1944) и др.
Поэзия Матусовского военных лет развивалась в русле документальности, когда в стих, назывались профессии («Снайперская баллада», 1942) и имена героев, осуществляя функцию «лирического репортажа». Традиции поэтической публицистики какое-то время продолжаются и в послевоенные годы, в особенности в произведениях, посвященных актуальной тематике борьбы за мир: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Все, что мне дорого» (1957).
Широкая известность Матусовского приходит к нему вместе с обращением к жанру песни. Большинство известных песен Матусовского пришли с экрана — он написал их тексты к нескольким десяткам кино- и телефильмов («Верные друзья», «Сын», «Матрос с «Кометы»», «Огненные версты», «Испытание верности», «Мы за мир», «Битва в пути», «Прощайте, голуби!», «Тишина» и др.). Матусовский сотрудничал с разными композиторами с М.Дунаевским, с В.Соловьёвым-Седым — «Подмосковные вечера», «Солдат — всегда солдат»: с М.Фрадкиным — «Прощайте, голуби!», «Вернулся я на Родину». Но большинство песен Матусовского создано в содружестве с В.Баснером. Их общая работа началась с музыки к кинофильму «Солнце светит всем» и продолжалась до последних дней жизни Матусовского. Большое место занимает в художественном наследии Матусовского опалившая юность война — это и героические балладные песни, и исполненные глубокой внутренней боли песни-реквиемы: «На безымянной высоте», «Баллада о солдате», «Солдатская вдова» и др.
Интересна творческая история наиболее популярных песен. Матусовский не любил придумывать сюжеты, а искал их в реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо богаче любой фантазии. В песне «На безымянной высоте» имеется в виду реальный бой за высоту у пос. Рубежки Калужской обл. Неточность только одна: «из восемнадцати ребят», сражавшихся против 200 фашистов, уцелело не трое, а двое…Успех песен Матусовскогоязан именно с тем, что ему была присуща редкая способность «соответствовать» музыке.
Михаил Матусовский умер в Москве 16 июля 1990 года.. Памятник ему установлен в Луганске возле Луганского государственного института культуры и искусств 15 сентября 2007 года. Он отображает любимый уголок поэта, стоящего возле скамейки, на которой лежит открытая книга. Фонарный столб, изрезанный надписями с установленным на нём громкоговорителем, символизирует военное время, на которое пришлось творчество Михаила Львовича. Сам поэт как будто замер на мгновение, сочиняя новую строку.