18 апреля сотрудники библиотеки-филиала № 24 им. М. В. Глушко МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь провели для читателей беседу-портрет «Ученик великого Айвазовского».
Библиотекарь абонемента Панченко Людмила рассказала о жизни и творчестве выдающегося ученика великого художника – Эммануила Магдесяна (Магдесиана). Его называют «единственным художником дореволюционного Симферополя». В нынешнем году отмечается 160-летие со дня его рождения. И. Айвазовский был учителем Э. Магдесяна, мать которого приходилась Ивану Константиновичу дальней родственницей. Именно он обратил внимание на рисунки маленького Эммануила и посоветовал поступать в Академию художеств. Так что будущий маринист состоялся как художник во многом благодаря поддержке И. Айвазовского. Родился Эммануил Яковлевич в 1857 году в местечке под названием Армянский Базар. Рисовал с ранних лет. В 1877 году зачислен в класс пейзажной живописи профессора В. Орловского Академии художеств, который в 80-е годы, в основном, писал море и добился значительных успехов в творчестве. Много путешествуя, в том числе и по Италии, профессор В. Орловский считал Крым лучшим местом на Земле, он передал свою любовь и ученикам: «…хотелось бы, чтобы наши русские пейзажисты занялись этой страной, т.е. Крымом, более серьезно и вытеснили те предвечные понятия о незаменимости у нас Швейцарии и Италии…». Окончив учебное заведение Э. Магдесян вернулся в родной Крым и перебрался в Феодосию – совершенствовать мастерство под руководством И. Айвазовского. В 1895 году он переехал в г. Симферополь, создав в своем доме на улице Долгоруковской картинную галерею, где, помимо собственных произведений, экспонировал подаренные ему работы И. Айвазовского, И. Шишкина, Л. Лагорио и других. Преклоняясь перед талантом И. Айвазовского, Э. Магдесян искал свой индивидуальный творческий почерк. В отличие от знаменитого земляка, Э. Магдесян всегда отдавал предпочтение холстам небольших размеров. Как и И. Айвазовский он любил писать Южный берег Крыма, его привлекало осеннее или зимнее море, состояние природы в определенный час дня. Самым желанным уголком Крыма стал для него Судак, наверное потому, что там жил и творил А. Спендиаров. Слушая великую музыку, художник переносил свои впечатления и эмоции в красках на холст. В первый год ХХ века Э. Магдесян путешествует по Армении и Западной Европе, делая путевые зарисовки. А в 1904-м по заданию редакции журнала «Нива» едет на Дальний Восток. Это связано с началом Русско-японской войны. Последние годы жизни (умер он в 1908-м) художник посвящает крымскому пейзажу. До революции было известно около 170 произведений Э. Магдесяна. Сейчас в различных собраниях их около тридцати. Несмотря на достаточную известность, искусствоведы и по сей день считают Эммануила Яковлевича «неоткрытым художником». В экспозиции Симферопольского художественного музея можно увидеть лишь одно небольшое творение пейзажиста — «Феодосийский порт (У причала)» – пейзаж, написанный масляными красками на картоне в 1890-е годы. Читателям были предложены к просмотру видеослайды картин художника.
Искусство Айвазовского и его учеников – это богатство всей нашей страны. Мы, крымчане, должны по праву, гордиться своими великими художниками, воспевшими Крым.