Ровно сто лет назад, 11 августа 1920 года, основан музей-усадьба Абрамцево, славная история которого началась в 1843 году, когда российский писатель Сергей Аксаков приобрел усадьбу недалеко от Сергиева Посада и сразу страстно ее полюбил: «Вода в реке Воря свежая, глубина одинаковая, дно – паркет из мелкого песку. Уженье и бранье белых грибов – все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».
Библиотека-филиал № 4 им. М.М. Коцюбинского подготовила для своих читателей и удаленных пользователей, посетителей собственного сайта библиотеки и страниц в соцсетях, литературно-художественный респект «Усадьба вдохновения – Абрамцево», знакомя с удивительной историей литературно-художественной подмосковной усадьбы, в летопись которой вписаны величайшие имена российской культуры, литературы, искусства, общественной жизни.
Именно в Абрамцево в полной мере раскрылся литературный талант Аксакова, появились его знаменитая сказка «Аленький цветочек», автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника», «Заметки об ужении рыбы».
В усадьбе, которую хозяин называл «раем земным», «премилой деревенькой», «чудом», часто бывали Иван Тургенев, Федор Тютчев, Михаил Щепкин, Василий Суриков, Михаил Загоскин, Илья Репин, Иван Крамской, Поленов, братья Васнецовы, Исаак Левитан, Валентин Серов, Михаил Врубель, Михаил Погодин и многие другие представители творческого круга. Весь быт аксаковской усадьбы был сосредоточен вокруг гостей – и распорядком дня семьи Аксаковых, и характером застольных разговоров, атмосферой вечерних досугов.
Литературоведы отмечают, что близкая дружба связывала хозяина усадьбы с Николаем Гоголем, который впервые приехав в Абрамцево 14 августа 1849 года, работал здесь над вторым томом «Мёртвых душ» и даже читал первую главу уничтоженного впоследствии произведения хозяевам дома. Аксаков с волнением писал об этом: «С первых страниц я увидел, что талант Гоголя не погиб, и пришёл в совершенный восторг».
После смерти писателя Абрамцево оказалось в запустении. Однако в 1870 году усадьбу приобрёл Савва Мамонтов, богатый промышленник и известный меценат, покровитель талантов и искусства. Абрамцево из дворянского гнезда превращается в художественный кружок, где бывают знаменитые писатели, учёные, художники. Усадьба стала местом рождения шедевров русской живописи, на которых запечатлены разные уголки усадьбы: «Аленушка» Виктора Васнецова сидит на берегу усадебного пруда, «Девочка с персиками» Валентина Серова – дочь Мамонтова Вера, действие «Видения отроку Варфоломею» на картине Нестерова происходит на берегу реки Вори. В Абрамцево Михаил Врубель знакомится со своей будущей супругой Надеждой и пишет с неё знаменитую «Царевну-Лебедь». Илья Репин посвятил этому месту вдохновения картину Репин «Летний пейзаж» (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево).
В Абрамцеве созданы основные литературные произведения Аксакова и здесь же в «Послании к А.Н. Майкову» родились его поэтические строки, посвященные любимой усадьбе:
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес,
Опять осенняя погода!
Но мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она —
Люблю я это время года!
Люблю я звонкий свист синицы,
Скрип снегирей в моих кустах,
И белые гусей станицы
На изумрудных озимях.