В рамках празднования Пушкинского дня и Дня русского языка в России, сотрудники библиотеки-филиала №10 им. А.И. Куприна предлагают отправиться в виртуальное путешествие по Пушкинским местам в Крыму и вспомнить бессмертные строчки поэта, посвященные нашему солнечному полуострову.
6 июня года исполнилось 221 год со дня рождения великого светоча русской литературы – Александра Сергеевича Пушкина, а 15 августа 2020 года будет отмечаться знаменательная для всех крымчан дата — 200-летие со дня первого посещения поэтом крымской земли. Как многие места в Крыму связаны с именем Александра Сергеевича, так и ряд его произведений был навеян пребыванием на полуострове. Дивная природа, море, горы, сияние южного солнца, величественная красота пейзажей — эти образы позже вошли в стихотворения крымского цикла, составив фон знаменитых поэм «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и частично уничтоженной «Тавриды». Помимо того, поэт связал с Крымом замысел «Евгения Онегина», загадочно назвав эту землю «колыбелью» главного героя. Зарисовки в черновиках романа «Евгений Онегин» свидетельствуют о том, что Пушкин совершил прогулку к Золотым воротам Карадага. Таинственный Карадаг символично разделяет полуостров на две части. По одну сторону лежат дикие степи Киммерии, в другой части расположились горы, зеленые долины и «золотое» побережье — самые живописные места Крыма, куда Пушкин и Раевские отправились на борту военного брига «Мингрелия». Морское путешествие длилось менее суток, но оставило незабываемый след в душе поэта, который впервые ступил на борт корабля. Еще более яркими были впечатления от Гурзуфа, представшего на рассвете «разноцветным сиянием гор, плоскими кровлями хижин татарских, издали казавшихся ульями, прилепленными к скалам». Всего за день морской поездки Пушкин написал знаменитое стихотворение «Погасло дневное светило…», а спустя десять лет воссоздал облик «полуденной земли» в «Странствиях Онегина»:
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном;
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сел узор
Разостлан был передо мною,
А там, меж хижинок татар…
Какой во мне проснулся жар!
Пушкину действительно могло казаться, что он видит брега Тавриды «впервой»: они явились ему совершенно в новом облике. Только с этой минуты начинается у Пушкина его любовь к Крыму, которую он сохранил надолго.
«В Юрзуфе, — рассказывает Пушкин (письмо 1824 г.), — жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря — и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».
Сейчас набережная Гурзуфа вымощена мраморными плитами, а два века назад вдоль берега проходила только узенькая тропа. По ней Пушкин со своими спутниками поднялись в роскошный сад имения герцога Армана Ришелье. В имении вечерами вместе с Раевским Пушкин читал любимого Байрона. Здесь же он начал писать поэму «Кавказский пленник». Вдохновлённый живописными морскими пейзажами, он подарил миру ещё два десятка стихотворений. Поэт посетил также город Бахчисарай и Ханский дворец. В столицу бывшего Крымского ханства поэт отправился по Екатерининской дороге. Когда великий писатель вошел во дворец, тонкие восточные мотивы вдохновили его на создание необыкновенно красивой поэмы «Бахчисарайский фонтан», которая прославила Ханский дворец на весь мир. Именно здесь он услышал легенду о несчастной любви крымского хана и Фонтане слез, возложил к нему две розы.
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.
Исследователи творчества поэта считают, что пусть и краткое пребывание в Крыму произвело на него сильное впечатление, у него как будто открылось второе дыхание. В своей любви к нашему полуострову Александр Сергеевич Пушкин неоднократно признавался в своих бессмертных строчках, а Крым отвечал ему взаимностью. Благодарные крымчане увековечили его имя в названиях населенных пунктов, улиц, парков, в многочисленных памятниках, стелах и барельефах.