«Я создал в своих книгах своего рода мир,
но похож ли он на мир, в котором мы живём?»
Д. Голсуорси
Библиотека-филиал № 20 им. П.Н. Шульца представляет литературный онлайн-калейдоскоп «Романтик сурового времени», посвящённый 150-летию со дня рождения английского прозаика, драматурга, лауреата Нобелевской премии, Джона Голсуорси.
Современники считали Голсуорси баловнем судьбы, что случается крайне редко в жизни литераторов, – он был состоятельным человеком и мог заниматься тем делом, к которому влекла душа, однако благополучие не сделало его ни снобом, ни узко сословным писателем. Сочувственный интерес к обиженным и обездоленным, соприкосновение, по его словам, «с миром теней, движущихся в узких переулках и живущих как Бог послал», позволили Голсуорси отразить жизнь во всем разнообразии судеб и человеческих типажей.
Всемирную известность и Нобелевскую премию (1932) Джону Голсуорси принесли две трилогии: «Сага о Форсайтах» (1922) и ее продолжение «Современная комедия» (1928); трилогия «Конец главы», была издана после смерти писателя. Сам писатель главную тему «Саги» определил как «набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников. Автор признавался, что перед написанием «Саги», он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.
Эпопея о Форсайтах представляет собой хронику класса и хронику семьи. Голсуорси представил широкое полотно действительности, показал развитие, подъем и упадок буржуазии от середины XIX века до 30-х годов XX века. За семейной хроникой кроется широкое обобщение.
Осуждение собственности во всех ее проявлениях — идея, положенная в основу всей эпопеи. Большое место занимает в творчестве Голсуорси и в эпопее о Форсайтах тема неудачного брака.
Голсуорси широко, с большим психологическим мастерством во всех своих произведениях отобразил целую эпоху. Он внес выдающийся вклад в развитие английского литературного языка. Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы.
Голсуорси умер в зените славы, которая, тем не менее, после его кончины подверглась критическим нападкам нового поколения писателей и читателей. Но даже споры о литературной манере и провозглашаемых им моральных ценностях не могут лишить Джона Голсуорси статуса крупнейшего прозаика викторианской эпохи.