В последний раз я вижу Перегонец,
Что Машенькой выходит из кулис.
Такой она осталась для меня —
Доверчивой и трогательно юной,
Актриса, что слилась судьбой трибунной
Теперь с гореньем вечного огня.
А. И. Милявский
В Год памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне библитека-филиал №9 им. Л. Н. Толстого присоединяется к Межрегиональной сетевой онлайн-акции «Улицы наших героев», организатор – отдел-специализированная детская библиотека № 25 «Центр краеведческой информации им. Б.В.Аржанцева» МБУК ЦБС г. Ульяновска.
Эту актрису краеведы могли бы изучать по множеству сценических образов, воплощенных ею на подмостках симферопольского театра. Однако она и вне сцены сделала очень много, так много, что это помогло изменить ход истории полуострова. И потому крымчанам она запомнилась не просто как дива, но как героиня…
Александра Фёдоровна Перегонец всей своей жизнью и героической смертью заслужила того, чтобы о ней помнили…
В Крым Александра Перегонец, уроженка г. Кузнецка, исколесив до того всю Россию и сыграв сотни ролей во многих знаменитых театрах малых форм и на прославленных сценах, попала в самом начале 1930-х годов. Первым местом её службы на полуострове стал театр Севастополя. Но по-настоящему прославиться суждено ей было всё же на симферопольской сцене. Тринадцать лет отдаст Александра Фёдоровна Симферопольскому драматическому театру. На симферопольской земле она найдёт и своё последнее, вечное пристанище.
Перегонец, как актриса, опередила своё время. Её актёрский талант был заметен ещё во времена учёбы в трёхгодичной Школе сценического мастерства в Петербурге под руководством прославленного актёра, режиссёра и педагога А.П. Петровского, назвавшего молодую Александру «второй Комиссаржевской». Она была мастером тонкой психологической игры, понимала назначение театра как могучего явления культуры и в актёре видела прежде всего самобытного художника, а не фотографа, способного показать лишь копию, но никак не художественный замысел произведения.
Летом 1941 года театр гастролировал в Севастополе. Вечером 21 июня давали «Кремлевские куранты». Возвращаясь в гостиницу после спектакля, Перегонец с Добкевичем последний раз любовались морем. А ночью их разбудили взрывы… Так ворвалась в их жизнь война. Объявленный на 22 июня спектакль «Машенька» с Перегонец в главной роли уже не состоялся. Поступил приказ дирекции: немедленно возвращаться в Симферополь. За первые два с половиной месяца войны театр дал свыше 100 выездных концертов в военных частях и госпиталях, шли спектакли на стационаре.
В конце октября 1941 года, когда фронт уже был прорван и Крым оказался отрезанным от Большой земли, часть коллектива театра сделала попытку эвакуироваться, но уже было поздно. В Симферополь вошли гитлеровцы. Началось страшное время оккупации. В декабре расстреляли одного из ведущих актеров труппы Якова Смоленского. В феврале в гестаповских застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич.
Весной 1942 года начался массовый угон в Германию молодежи. Именно тогда Н. А. Барышев предложил убитой горем Перегонец создать театральную студию, чтобы спасти хотя бы часть молодых крымчан. Набор в студию осуществляли Перегонец и Елена Алексеевна Одоевская.
К концу 1942 года подпольной группе театра во главе с Барышевым и Перегонец удалось установить связь с партизанским движением. Подпольщики снабжали партизан медикаментами, теплыми вещами, собирали разведданные.
В марте 1944 года гестапо напало на след группы. В первых числах месяца начались аресты подпольщиков. Перегонец арестовали 18 марта. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, после страшных пыток, подпольщики были расстреляны на окраине города. Александра Федоровна Перегонец похоронена на 1-м гражданском кладбище Симферополя в братской могиле симферопольских подпольщиков.
Именем Перегонец названа улица в Симферополе. На здании Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького, где работали и сражались участники подпольной группы, установлены мемориальные доски. В этом театре в 1973 году режиссером А. Новиковым был создан спектакль «Они были актерами» по одноименной пьесе Виктора Орлова и Георгия Натансона. За эту постановку в 1977 году коллектив был удостоен Государственной премии СССР. Подвигу Перегонец и ее коллег посвящен фильм «Они были актерами» (1981, реж. Г. Натансон).