В конце уходящего 2019 года весь просвещенный мир отметит 220-летие со дня рождения великого русского художника, портретиста, пейзажиста Карла Павловича Брюллова.
В преддверии этой культурной даты в симферопольской библиотеке-филиале №4 им. М.М. Коцюбинского централизованной библотечной системы для взрослых начала работу арт-выставка «Палитра жизни и любви».
Книги и статьи, представленные в первом разделе выставки, в название которого вошла цитата из книги «Карл Брюллов» И. Бочарова и Ю. Глушаковой «Звали молодого художника Карл Павлович Брюллов. Родился он в 1799 году и был… ровесником А.С. Пушкина…», посвящены жизненному пути художника.Максим Горький писал: «…В области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир… Гигант Пушкин, – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов…».
Великий Карл – так современники называли Карла Павловича Брюллова, единственного русского художника, удостоенного при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора Николай I. Белинский окрестил Брюллова «первым художником Европы». За картину «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства».«…И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день!», – так с восторгом написал Евгений Баратынский, и эта цитата вошла в название второго раздела выставки, посвященного истории написания этого знаменитого брюлловского шедевра, расскрывающего одну из картин страшной трагедии Древнего мира. Это полотно произвело огромное впечатление на Пушкина, который посвятил ему в 1834 году неоконченное стихотворение.
Третий раздел озаглавлен словами Николая Гоголя: «В картинах Брюллова целое море блеска. Это его характер…». Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров. Как отмечают искусствоведы, «исторический живописец» Карл Брюллов оказал огромное влияние на русское искусство и как блестящий портретист, и как автор жанровых зарисовок, и как пейзажист.
В разделе «Крымские страницы творчества К.П. Брюллова» библиотекари с гордостью предлагают вниманию читателей репродукции картин художника:«Мальчик в кресле» (которая, к огромной гордости крымчан, находится в Симферопольском художественном музее и включена в альбом музея, представленный на выставке) и «Бахчисарайский фонтан» (увидеть и оценить которую можно в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве). Украшением раздела стал фотопутеводитель «Музеи Крыма» и пятый номер «Крымского журнала» текущего года, одна из статей которого посвящена «Бахчисарайскому фонтану» Карла Брюллова.
Нужно отметить, что ровесников Брюллова и Пушкина связывала дружба. После смерти поэта Брюллов сделал эскиз памятника Пушкину, а в 1849 году, как уже упоминалось выше, написал картину на сюжет поэмы «Бахчисарайский фонтан» «солнца русской поэзии», которую искусствоведы называют своеобразным «памятником гения» – Александра Сергеевича Пушкина. Образы Пушкина и Брюллова увековечены скульптором И.Н.Шредером в бронзовом горельефе «Писатели и художники» на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.