Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
А.С. Пушкин
Лирика Пушкина — своеобразная энциклопедия взглядов, переживаний и размышлений поэта. Пушкин стал первым поэтом с необыкновенно разнообразной в тематическом отношении лирикой. Природа, любовь, искусство, политика, смысл жизни, назначение поэзии — всё оказалось в поле зрения поэта и отразилось в его лирике.
Уже в лицейский период (1811-1817) поэзия Пушкина по художественному уровню не отличалась от произведений признанных в то время мастеров: Державина, Жуковского, Батюшкова. Юный поэт пробует разные жанры и стили. Произведения Пушкина-лицеиста создаются под впечатлением скорее от лицейских уроков, чем от жизни. Первое опубликованное стихотворение Пушкина — «К Наталье» (1813).
Особенность лицейской лирики Пушкина поэт Серебряного века Борис Пастернак выразил так: «Он уже может говорить обо всём, но говорить ему ещё не о чем». В более поздних стихотворениях «Пробуждение», «Желание», «Безверие» (1817) внимание поэта сосредоточено на собственной эмоциональной жизни.
Теме лицейской дружбы, воспоминаниям о лицее посвящены стихотворения «19 октября», «19 октября 1827», «Мой первый друг, мой друг бесценный…» (адресовано Ивану Пущину).
Социально-политическая тема начинает звучать в лирике Пушкина в петербургский период (1817-1820) и получает своё развитие в годы странствий (1827-1830).
Одно из самых эмоциональных произведений — ода «Вольность» (1817). В этом стихотворении впервые звучит важный для творчества Пушкина мотив свободы как естественного состояния человека. Больше всего возмутили Александра Первого строки, содержавшие откровенный намёк на убийство в Михайловском замке предыдущего императора, Павла Первого:
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъёмный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наёмной…
В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) любовь к свободе сливается с любовью к России, и призыв «отчизне посвятить души прекрасные порывы» сочетается с верой в то, что «Россия вспрянет ото сна». Как и в «Вольности», здесь звучит идея отказа от самодержавной власти: «И на обломках самовластья напишут наши имена».
Стихотворение «Деревня» (1819) строится на противопоставлении гармоничной, умиротворённой природы и деспотичного общественного строя. Вторая часть стихотворения контрастно противопоставлена первой: тон резко меняется от элегического к сатирическому, и в целом стихотворение содержит осуждение крепостного права.
В годы странствий написаны два стихотворения, посвящённых судьбе декабристов: «В Сибирь» и «Арион» (1827). Философское размышление о выборе между свободой и рабством составляет основу стихотворения «Анчар» (1828).
Близкими к социально-политической лирике являются стихотворения, посвящённые теме поэта и поэзии. О взаимоотношениях поэта и общества остро поставлен в стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк». С одной стороны, призвание поэта — «глаголом жечь сердца людей», с другой, вечен конфликт поэта и толпы, его не понимающей.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), Пушкин вслед за Ломоносовым и Державиным размышляет о своей роли в поэзии, о смертности поэта и бессмертии его творчества.
Поэтический идеал Пушкина выразился в стихотворениях о любви. В лирике поэта любовь — глубокое, нежное и самоотверженное чувство. И даже если любовь безответна, это всегда дар судьбы. В отличие от героя романтической поэзии, лирический герой любит не себя самого и не своё чувство, а избранницу. Если в начале 19 века поэты-романтики посвящали любовную лирику придуманным женщинам, вымышленным идеалам, то Пушкин впервые адресует свои стихи конкретным женщинам. Адресатами любовной лирики Пушкина были Екатерина Бакунина, Амалия Ризнич, Анна Керн, Александра Осипова, Елизавета Воронцова, Анна Оленина, Наталья Гончарова.
Самое известное пушкинское стихотворение о любви «Я помню чудное мгновенье…» посвящено Анне Петровне Керн, первая встреча с которой произошла в 1819 году. Через шесть лет они вновь случайно повстречались в селе Тригорском во время Михайловской ссылки, и тогда Пушкин написал это стихотворение и передал его Анне Петровне.
В стихотворении «Признание», посвящённом Александре «Алине» Осиповой, любовь представляется лирическому герою мучительным и в то же время сладостным обманом.
В стихотворении «Я вас любил…» грусть безответной любви сочетается с искренним пожеланием счастья любимой женщине.
Лирика Пушкина последних лет (1831-1837) носит преимущественно философский характер. Мотивы поиска смысла жизни, мысль о её скоротечности звучат в стихотворениях «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…» (1834), «Вновь я посетил…» (1835).
Почти все стихотворения поэта звучат, как лирические песни. В них тесно переплетаются боль и ликование любви, отчаяние и фантастика. Каждый человек может найти в его стихотворениях то, что затронет именно его душу.
Талант А. С. Пушкина бесценный, он позволил создать шедевры литературного искусства, и до сих пор лирика поэта находит отклик в сердцах.
Библиотекарь библиотеки- филиала№16 предлагает список литературы произведений А. С. Пушкина
- Пушкин, А. С.
Избранное / А. С. Пушкин. — Москва : «Э», 2016. — 381 с. — (Золотая серия поэзии). - Пушкин, А. С.
Стихи и сказки для детей : художественная лит-ра / А.С. Пушкин. — Київ : Веселка, 1987. — 190 с. - Пушкин, А. С.
Стихотворения и поэмы / А.С. Пушкин. — Хабаровск : Кн. изд-во, 1973. — 112 с. - Пушкин, А. С.
Поэмы : художественная лит-ра / А.С. Пушкин. — Москва : Дет. лит., 1973. — 191 с. — (Школьная библиотека). - Пушкин, А. С.
Руслан и Людмила. Сказки : поэма / А. С. Пушкин. — Москва : Правда, 1982. — 174 с - Пушкин, А. С.
Бахчисарайский фонтан : художественная лит-ра / А.С. Пушкин. — Симферополь : Бизнес-Информ, 2008. — 64 с. - Пушкин, А. С.
Болдинская осень : стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, сказки, письма, критические статьи, написанные А.С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии осенью 1830 года / А.С.Пушкин. — Москва : Мол.гвардия, 1974. — 448 с. : ил. - Пушкин в портретах и иллюстрациях : Пособие для учителей / Сост. М.М Калаушин. — Ленинград :Учпедгиз, 1954. — 375 с.