г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

«Жизнь как сценарий»

25 мая 2020

К 78-летию со дня рождения советского и российского актера театра и кино, режиссера, Народного артиста РСФСР Александра Александровича Калягина сотрудники читального зала ЦГБ им. А. С. Пушкина подготовили информ-досье «Жизнь как сценарий».

Александр Калягин родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж (Кировская область). Он с детства уже знал, что станет актером. Но после школы, по настоянию матери, Саша поступил в медицинское училище и через два года стал фельдшером на скорой помощи. Эта профессия заставила его лицом к лицу столкнуться с реалиями жизни, с человеческой болью и драмами, что потом пригодилось ему в работе над ролями.

В 1962 году Калягин поступил в Высшее театральное училище имени Б. Щукина при Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова, и после его окончания в 1965 году он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. На сцене этого театра начинающему актеру удалось сыграть несколько достойных ролей.

Но вскоре, в 1967 году, он неожиданно уходит в Театр имени М.Н. Ермоловой. Именно этот театр и принес ему первую известность – роль в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя сам Александр Александрович считает началом своей артистической карьеры. Она распахнула перед актером не только сердца зрителей, но и двери киностудий.

С 1971 года Александр Калягин – актер МХАТа: Олег Ефремов, переходя из «Современника» во МХАТ, пригласил многообещающего артиста во вновь создаваемую им труппу. На сцене этого театра Калягин отыграл четверть века. За это время им были созданы замечательные сценические образы, среди которых Тригорин («Чайка» А.Чехова), Полуорлов («Старый новый год» М. Рощина), Фроловский («Заседание парткома» А. Гельмана), Симон («Тамада» А. Галина) и другие. Многие из этих спектаклей стали событием Москвы и театральной, и общественной, и заметным явлением культурной жизни страны.

Одним из самых значительных людей в своей жизни Александр Александрович считает Анатолия Эфроса, которому он обязан двумя блистательными ролями на сцене МХАТа: это Оргон в «Тартюфе» Ж. Мольера и Федя Протасов в «Живом трупе» Л. Толстого. Для Калягина Эфрос оказался тем человеком и режиссером, о котором он смог сказать: «Я ждал его всю жизнь».

В последние годы своего пребывания во МХАТе Калягин сыграл еще несколько заметных ролей, но в 1991 году, почувствовав, по его собственному выражению, «надвигающийся кризис» театра, ушел из труппы в «АРТель АРТистов» Сергея Юрского, где великолепно сыграл в нескольких спектаклях.

Успешно сложилась карьера Калягина и в кино. Его дебют в кинематографе состоялся в 1967 году в фильме «Николай Бауман», а первой крупной ролью стала работа в одном из первых фильмов Н. Михалкова – «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Творческое сотрудничество актера с режиссером успешно продолжилось в картинах «Раба любви» (1975) и «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976). Эти роли, как и сами ленты, стали заметными явлениями отечественного кинематографа и принесли обоим славу и награды различных МКФ. Кроме того, в 1979 году Калягин был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала «Советский экран»).

Среди других ярких работ в кино Александра Александровича – роли в картинах: «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Мертвые души», «Эзоп», «Допрос», «Прохиндиада, или бег на месте», «Пиквикский клуб», «Игроки», «Последняя дорога», «Другая жизнь», «Вариант Омега», «Фото», «Бедная Настя», «Леди на день», «Руд и Сэм» и многие другие. Всего в фильмографии актера более 60 киноролей. Также он принимал участие в озвучивании фильмов и мультфильмов.

Проявил себя Калягин и как талантливый педагог – он преподавал в Школе-студии при МХАТе, в Международной школе театрального искусства имени А.Чехова (Швейцария, 1989-1991), в Британско-американской школе драматического искусства (BADA, Англия, 1990-1993) и в Чеховской школе театрального искусства (Франция, 1992-1995).

Александр Калягин заявил о себе и как режиссер – в театре постановками «Чехов Акт III» и «Ревизор» Н. Гоголя, в кино – фильмами «Подружка моя» и «Прохиндиада-II».

В итоге, режиссерский и педагогический таланты Калягина, объединившись, позволили ему в 1993 году создать собственный театр «Et Cetera», где он является художественным руководителем и сегодня, а творческое ядро театра составляют его ученики – выпускники Школы-студии МХАТ. Сегодня на счету театра уже множество премьер. На этой сцене сам Мастер выступает и в качестве постановщика, и как актер. Его персонажи, трактовки ролей порой совершенно неожиданны, непривычны для зрителя и критики.

Калягин считает, что «актер должен иметь слоновью кожу и кровоточащее сердце». Он всегда стремится к тому, чтобы каждая новая роль, спектакль, фильм хоть немного продвинули его как актера и режиссера. Не любит повторяться, поэтому всегда с удовольствием берется за самые разноплановые роли. Чувство успокоенности, удовлетворения ему практически не знакомо.

Помимо работы в театре, кино и преподавательской деятельности, Александр Александрович известен и как активный общественный деятель. С 1996 года он – Председатель Союза театральных деятелей России (СТД). За эти годы на этой должности Калягин провел огромную работу. СТД инициировал и принимал участие в проведении семинаров по проблемам театральной жизни, фестивалей в Москве и регионах (в том числе и самого авторитетного театрального фестиваля страны «Золотая маска», который в 1996 году превратился из сугубо московского в общероссийский); возобновилась работа лабораторий, семинаров, мастер–классов; создан Центр поддержки русских театров за рубежом, работает Программа поддержки искусства для детей, был подготовлен закон «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» и многое другое. За всем этим стоит большая работа Калягина, поездки по стране, совещания, встречи с людьми, форумы и конференции, письма и обращения… Также он является академиком Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Станиславского, двух Государственных премий СССР, премии «Фонда Ролана Быкова», премии «Золотая маска» – Александр Александрович награжден орденами Почёта и «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени и другими наградами.

Калягин был дважды женат, от обоих браков у него двое детей – дочь Ксения и сын Денис. В свободное время он собирает книги по изобразительному искусству, любит бывать в музеях.

Сегодня Александр Александрович Калягин продолжает свою творческую и общественную деятельность, живёт и работает в Москве.

Предлагаем Вашему вниманию спектакль московского театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина – «Лица», поставленный по мотивам рассказов А.П. Чехова.

https://www.youtube.com/watch?v=_DKIYgPKOYM

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять