Сотрудники читального зала ЦГБ им. А. С. Пушкина подготовили информ-рекомендацию «Два голоса».
«Два голоса» — фильм режиссера Александра Белинского; фильм-спектакль 1981 года, состоящий из трёх новелл о любви, поставленных по мотивам классических литературных произведений: новеллы Ивана Бунина «Темные аллеи», рассказа Евгения Евтушенко «Четвертая Мещанская» и пьесы Александра Володина «Идеалистка».
Этот замечательный фильм повествует, в первую очередь, о любви, о человеческих отношениях, о ценности жизни и о том, что мир невозможно представить без дорогого и близкого человека.
«Темные аллеи» является одним из самых известных рассказов писателя И.А. Бунина. В основе сюжета – встреча двух уже немолодых людей после 35 лет разлуки. Николай Алексеевич приезжает на постоялый двор, где его встречает хозяйка Надежда. Женщина называет героя по имени, и он узнаёт в ней любовь своей юности. С тех пор прошла целая жизнь, которую влюбленным суждено было провести раздельно. Всё дело в том, что Николай Алексеевич в молодости оставил красавицу-горничную, получившую затем вольную от помещика и ставшую хозяйкой постоялого двора. Встреча двух героев поднимает внутри их целую бурю чувств, размышлений и переживаний. Однако прошлого не вернуть и Николай Алексеевич уезжает, представляя то, как могла иначе сложиться жизнь, если бы он не пренебрёг чувствами Надежды. Он уверен, что был бы счастлив, размышляет о том, как она стала бы его женой, матерью детей и хозяйкой его дома в Петербурге. Правда, всё это так и останется несбыточными мечтами героя…
Вторая новелла начинается следующим образом: рядом с пишущей машинкой лежит журнал “Юность”, возле него – книга Евгения Евтушенко “Четвертая Мещанская”. На пороге небольшого деревянного дома сидят ребята и поют песни под гитару. Один из них вспоминает….
«Четвертая Мещанская» – это небольшой рассказ, расширив который, можно было бы создать прекрасный фильм о любви. Замечательное описание Москвы: «Здесь было всё так не похоже на обычное «открыточное» представление о Москве, но именно потому это и была настоящая Москва». Оригинальное, неповторимое описание быта и обитателей улиц, которые были целым миром для ребят. И, конечно, – друзья, которых всех одинаково, но, по-своему, любишь в детстве и, конечно, сама любовь – юношеская, пылкая, яркая, несбыточная…
Заключительная новелла. На столе лежит блокнот с авторучкой. Книга А. Володина открыта на пьесе «Идеалистка». В зале библиотеки много лет работает Екатерина. Здесь она встретила свою любовь, которой не суждено было сбыться. Он был читателем библиотеки по фамилии Баклажанов, которого Екатерина ласково называла: «Дорогой мой читатель». У героев возникает спор о любви, о теории стакана воды, о коммунизме и примитивной художественной литературе. Баклажанов утверждает, что любви нет, тогда как Екатерина доказывает ему обратное и он насмешливо называет её идеалисткой. Екатерину — одинокую женщину с дочерью — этот разговор очень злит. Став постоянным читателем библиотеки, Баклажанов через некоторое время приглашает Екатерину в кино, но узнав, что он женат, она отказывается…
Вскоре началась война. Когда грохотали пушки, музы отнюдь не молчали. Они помогали людям выжить. Всю блокаду Екатерина проработала в библиотеке и долго хранила формуляры своих читателей. Многие вернулись с войны. Баклажанов тоже вернулся. Спустя много лет он зашел к своей старой знакомой. Он был в плохом состоянии: о нем написали разгромную статью. Екатерина успокоила его: «Всё будет хорошо, пройдет и это». И все действительно стало хорошо. Он перестал к ней заходить, но вместо него пришел его сын. И опять завязался спор. Она смотрела на сына и думала – как они похожи с его отцом…
Великолепная, талантливая игра актеров передается зрителю переживаниями любви несостоявшейся, но наполненной ее дыханием, искренностью и красотой человеческих чувств. Все герои такие разные, даже из разных эпох, но всё же не дают им покоя давние воспоминания и горькое сожаление о том, что оборвалась их любовь на полуслове и на полусчастье…
https://www.youtube.com/watch?v=nU0AJudA9ms&t=