20 мая – Всемирный день пчёл. Этот молодой праздник, отмечаемый в мире с 2018 года, учрежден ООН по инициативе Словении. Дата Дня пчел приурочена к годовщине рождения основателя современного пчеловодства Антона Янша. Праздник призван привлечь внимание общественности к проблеме опыления и к пчелам, как основным опылителям, защите их от истребления, ведь мир без пчел – это мир без вкусных овощей и фруктов, кофе, шоколада и меда.
К этой важной для мирового сообщества дате библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых Симферополя представляет своим пользователям библио-информину «В рыжих тельняшках пчёлы».
Пчелы, древнейшие спутники человека, существовали на земле задолго до его появления. В глубокой древности наши предки научились собирать мёд, зная о его вкусовых и питательных свойствах.
Пчеловодство являлось одним из старейших промыслов народов, населяющих нашу страну. Греческий историк Геродот, в V веке до нашей эры посетивший Причерноморье, отмечал обилие пчёл в стране, населённой скифами.
Занятие пчеловодством было в почете и у древних славян, мёдом были переполнены южнорусские леса. Пчеловоды на Руси назывались бортниками («борть» — дупло дерева). В «Русской правде» Ярослава Мудрого (1016 г.) был раздел, посвящённый охране пчёл и интересов пчеловодов. О развитии бортнического промысла на территории Древней Руси упоминал Нестор в своих летописях, примерно в 1065-1114 годы. Мёд и воск всегда были на Руси предметом широкой торговли с Византией, Венецией, Центральной и Западной Европой.
Не случайно, пчела занимала исключительно почетное место, в сравнении с другими насекомыми и животными, в культуре нашей страны. О трудолюбии пчелы сложено немало пословиц, поговорок («Трудится как пчела», «Мала пчела, а человека большому учит») и сказок («Баба и пчела», «Медведь и пчела», «Пчела и заяц», «Пчела и вор»).
Пчела – главный герой многих произведений русской литературы: «Муха и Пчела» Ивана Крылова, «Пчёлы и трутни» Льва Толстого, «Пчела и муха» Константина Ушинского, «Муха и пчела» Сергея Михалкова. Поэтические посвящения пчелам оставили Александр Пушкин («Пчела за данью полевой / Летит из кельи восковой»), Афанасий Фет («И тебе, царица роза, / Брачный гимн поет пчела»), Иван Никитин ( «Над душистыми цветами / Вьются пчёлы золотые»).
В истории отечественной журналистики известна «Северная пчела» – политическая и литературная газета, издававшаяся в Санкт-Петербурге в 1825-1864 годы. Именно в ней, в 1820-30-е годы, появились произведения Пушкина, Крылова, Грибоедова. «Северная Пчела» положительно оценила пушкинские «Евгений Онегин», «Повести Белкина» и гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Большая труженица – пчела, которая во время перелета может поднять груз, большие массы собственного тела и за один день облететь более 7 тысяч цветков, является символом Симферополя, ее изображение присутствует на гербе и флаге крымской столицы. Первое упоминание о пчеле, как геральдическом символе Симферополя принадлежит Григорию Потемкину в 1784 году: «…Имеет быть построен областной город Симферополь. Сие наименование означает город пользы, а потому герб – улей с пчелами, имеющими вверху надпись «Полезное». Пчелы не только присутствуют в симферопольской символике, в 2018 году на центральных улицах города появилось около двух десятков мини-скульптур – бронзовых пчёлок: пчёлка-художник, пчёлка-учитель, пчёлка-рыбак, пчёлка-театралка, пчелка-мороженщица и др.
Интересно, что кроме этого, памятники, не знающей отдыха медоносной работнице, установлены в Москве (пчеле Кузе), Уфе (башкирской пчеле) и Перми (самый большой памятник в России).
«Поставьте памятник Пчеле, / На высоте, чтоб было зримо, / Чтоб всяк живущий на Земле, / Не проходил беспечно мимо», – эти строки талантливого ученого-пчеловода Ивана Шабаршова стали заветом разумному человечеству.