г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Что сердце помнит…

29 мая 2020

«Живи, как пишешь, и пиши, как живешь:
иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы»
Константин  Батюшков

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) – поэт, переводчик. Поэзия его вошла в золотой фонд русского классической литературы.

А. А. Бестужев-Марлинский писал: «С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии».

Библиотека-филиал №14 им. В. Ф. Войно- Ясенецкого МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь предлагает для своих читателей онлайн литературное обозрение «Что сердце  помнит…», к 233-летию со дня рождения русского писателя и поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Константин Николаевич Батюшков — один из крупнейших русских поэтов XIX века, друг Вяземского и Жуковского, предшественник и кумир Пушкина. Его творчество сыграло значительную роль в русском историко-литературном процессе. Ясно и точно определивший место поэта в этом процессе Белинский писал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

БИОГРАФИЯ: Родился Константин Николаевич в Вологде в старинной дворянской семье, но детство провел в родовом именье отца в селе Даниловском Тверской губернии. Его отец, Николай Львович Батюшков – человек просвещённый, но неуравновешенный, потерпев неудачи на военной службе, вынужден был выйти в отставку и поселиться в деревне. Это вызывало в нем недовольство жизнью и болезненно развитую подозрительность. Детство поэта было омрачено также психической болезнью и ранней смертью матери Александры Григорьевны, урожденной Бердяевой. Она умерла, когда Константину не было и 8 лет. Его домашним воспитанием руководил дед, предводитель местного дворянства.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, курс наук в которых был самым элементарным. Обучению в пансионах Батюшков был обязан лишь основательным знанием французского и итальянского языков. Впоследствии он владел многими иностранными языками. На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это время он нашел своего покровителя и наставника, которым стал его двоюродный дядя – писатель и просветитель Михаил Никитич Муравьёв, у него юный поэт жил после оставления пансиона. Муравьёв был одним из образованнейших людей своего времени. Он сыграл решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Под его влиянием Батюшков в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в ранних своих произведениях. М.Н.Муравьёв помог племяннику на первых порах его самостоятельной жизни.

В 1802 г. Батюшков был определён на службу в Министерство народного просвещения. В конце 1804– начале 1805 г. служил письмоводителем в канцелярии Муравьёва по Московскому университету. На службе и в доме Муравьёва Батюшков сблизился с представителями тогдашнего литературного мира – Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н.Олениным и другими. В 1807 г., ослушавшись воли отца, поэт записался в ополчение и отправился с милиционным батальоном в Пруссию. Во время боевых действий был ранен и отправлен на лечение в Ригу, а затем – на восстановление в родное именье. Поэта перевезли в Ригу и поместили в доме немца – мясоторговца  Мюгеля. Господин Мюгель отнёсся к благородному воину уважительно, фрау Мюгель — с чисто материнской нежностью. А их дочь семнадцатилетняя Эмилия Мюгель стала первым любовным увлечением Константина Батюшкова. Их чувство было взаимным, разлука неизбежной. Родители влюблённых никогда бы не дали согласия на брак. Их непреодолимо разделяли социальный барьер, религия, национальность и политика. Два месяца в Риге стали едва ли не самыми счастливыми в жизни поэта. Батюшков уезжал с болью в сердце. Позже он не раз жалел, что не попытался изменить судьбу. В 1808 г. Батюшков участвовал в войне со Швецией. После нее взял продолжительный отпуск, поскольку ухудшилось здоровье.

На Рождество 1809 г. поэт приехал по приглашению Е. Ф. Муравьёвой в Москву, где вскоре вошел в круг московских литераторов, особенно сблизившись с Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным и В. А. Жуковским.

В мае 1810 г. получив отставку, Батюшков полностью посвятил себя литературному творчеству. Страшное предчувствие своей болезни не давало ему спокойно жить. Он метался между Москвой и деревней, где жили его сёстры.

В 1812 г. поэт переехал в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную библиотеку, в которой его сослуживцем стал И. А. Крылов.

Затем в биографии Константина Батюшкова снова наступил военный период. В 1813-1814 гг. он участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Был адъютантом генерала Раевского, принимал участие во взятии Парижа.

Домой Батюшков вернулся лишь в 1814 г. В 1815 году влюбился второй раз. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама – Анна Фурман. Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов.

В период с 1814 по 1817 г. он много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис, в том числе разочарование в идеях просветительской философии.

В 1818 г. Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию была всегда его любимой мечтой, но, отправившись туда, Батюшков почти сразу почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. С конца 1820 г. у него стало проявляться тяжёлое нервное расстройство. К 1821 г. ипохондрия приняла такие размеры, что Батюшков вынужден был оставить службу и Италию и заняться лечением. Весной 1822 года он вернулся в Россию, затем, почти сразу же, выехал на Кавказ, потом в Крым. Болезнь не отпускала Батюшкова, она вылилась в манию преследования: живя в Симферополе с октября 1822г. по апрель 1823г., поэт трижды покушался на самоубийство, сжёг свою библиотеку и все рукописи.

Несмотря на многочисленные попытки друзей найти средства к излечению, несмотря на четырёхлетнее пребывание (1824-1828 тт.) в лучшей немецкой клинике для душевнобольных в Зонненштейне, вернуть поэта к нормальной жизни не удалось. Душевная болезнь вдвое сократила сознательную жизнь Батюшкова. Он потерял рассудок тридцати четырех лет и прожил еще столько же, изредка приходя в себя как бы для того, чтобы констатировать свою гибель. «Меня уже нет на свете», — писал Батюшков, пораженный страшным недугом.

Вяземский за два года до смерти Батюшкова говорил о судьбе этого «заживо познавшего свой закат» страдальца:
«Он в мире внутреннем ночных видений
Жил взаперти, как узник средь тюрьмы,
И был он мертв для внешних впечатлений,
И Божий мир ему был царством тьмы!»

Последние годы поэта прошли у родственников в Вологде. Скончался К. Н. Батюшков 7 июля (19 н. с.) 1855 г. в Вологде от тифа. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  Константина Батюшкова начинается в 1805-1806 гг. публикацией ряда стихов в журналах «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина. В печати он дебютировал в 1805 г., опубликовав в журнале «Новости литературы» свои стихи «Послание к стихам моим». Первые стихотворения поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии этого периода – дружба и любовь.

Карамзин проводит свою стилистическую реформу, целью которой было сблизить книжный язык с разговорным. Поддерживая его, Батюшков в 1809 г. пишет сатиру «Видение на холмах Леты». В ней автор борется с употреблением старославянских слов в поэзии. Это произведение знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова.

В 1810–1812 гг. поэт активно сотрудничает в журнале «Вестник Европы. Появляются его стихотворения «Веселый час», «Счастливец», «Источник», «Мои Пенаты» и др. Многие стихи Батюшкова: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», «Тень друга» и др. – написаны под впечатлением от Отечественной войны 1812 г. Эти произведения являются образцами гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с глубоко индивидуальными переживаниями поэта. Тяжелые военные картины отразились в творчестве Батюшкова сквозь призму мечтательной любви к жизни. Однако после пережитых военных событий в его поэзии начинают звучать ноты разочарования и тревоги, возможно, это были предчувствия близящейся душевной болезни.

В 1815 г. было основано литературное общество «Арзамас», участником которого стал и Батюшков, получив в качестве имени прежнее свое прозвище Ахилл. К числу лучших стихотворений этого периода  принадлежат «Умирающий Тасс», посвящённый трагической судьбе итальянского поэта Торквато Тасс. А также переделка из Матисена: «На развалинах замка в Швеции». Черты северной поэзии Батюшков воспроизвёл в «Песне Гаральда Смелого».

Батюшков, будучи поэтом большой культуры, проявлял живейший интерес к иностранной литературе. В 1817 г. он создал цикл переводов «Из греческой антологии». Владея французским, итальянским и немецким языками, Батюшков приобщал отечественных читателей к произведениям французской (Лафонтен, Буало, Парни, Мильвуа), итальянской (Петрарка, Тассо), немецкой (Шиллер) и английской (Байрон) литературы.

Кроме стихов Батюшков писал повести, очерки, литературно-критические статьи, философско-публицистические раздумья Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. По их словам, основным достоинством его произведений был чистый, образный и яркий язык. Однако к прозе писатель обратился намного позже, чем началась его литературная карьера. Произошло это уже после творческого перелома, поэтому в этих произведениях часто поднимаются религиозные и философские вопросы. Большое внимание Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности. Из его прозаических сочинений, по мнению критиков, наиболее замечательны: «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», «Нечто о морали, основанной на религии», «Отрывок из писем русского офицера из Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «О поэте и поэзии», «Прогулка по академии художеств», «О сочинениях Муравьева», «Вечер у Кантемира». Нельзя не упомянуть и о записной книге Батюшкова под названием: «Чужое – мое сокровище». В этой книге много переводного, но также и разных воспоминаний, набросков, самостоятельных мыслей, не лишенных интереса. В 1817 г. впервые вышло отдельное издание Батюшкова «Опыты в стихах и прозе», включившее в себя наиболее значительные произведения поэта: переводы, статьи, очерки и стихи. «Опыты в стихах и прозе» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов.

Главное достоинство стихов Константина Николаевича заключается в совершенстве их формы, чистоте и правильности языка, всегда выдержанном художественном стиле. Батюшков долго и упорно работал над каждым словом, часто исправлял написанное. При этом он старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости.

Стихи о любви, обычно грустные и печальные, именно поэтому пользовались такой большой популярностью у современников. Поэту удалось преобразить родной язык, сделать его гибче и гармоничнее.

А. С. Пушкин писал:

« Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец…»

« Поэзия Батюшкова прочно вошла в золотой фонд русского классического искусства слова. Лучшие образцы лирики Батюшкова прошли проверку временем: они и сейчас воспитывают в наших современниках благородство чувств и безупречный эстетический вкус.

Создателем этих редких художественных шедевров был человек, жизненная судьба которого сложилась весьма трагично», — так оценил творчество К. Н.Батюшкова Н. В. Фридман.

Одна из современниц вспоминала о молодом Батюшкове так: «Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность – отличительными чертами его характера. Когда он говорил, черты лица его и движения оживлялись, вдохновение светилось в его глазах. Свободная и чистая речь придавала большую прелесть его беседе».

Батюшковым написано 119 стихотворений, из которых 26 переводов и 6 подражаний.