г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Символ гордости русского флота – тельняшка

17 августа 2020

В числе летних праздников есть один – удивительно добрый, гордый и по-настоящему российский – День русской тельняшки. Эту полосатую рубашку как предмет униформы носят моряки многих стран, но лишь в России тельняшка (в просторечии тельник) – особый предмет одежды, своего рода символ русского ратного мужества, завоевавший уважение к себе беспримерными подвигами людей, ее носивших.

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал указ о введении на кораблях русского императорского флота новой формы. Император Александр II указ утвердил. Так тельняшка высоким Императорским указом получила официальный статус части амуниции русского моряка. Это и стало датой ее рождения.

В преддверии этого праздника библиотека-филиал № 4 им. М.М. Коцюбинского организовала для своих читателей и удаленных пользователей библиопосвящение «Символ гордости русского флота – тельняшка».

Представленная вниманию пользователей литература знакомит с историей тельняшки. Первоначально тельняшки надевали в праздничные и воскресные дни, в увольнительные в город. Но она так пришлась по душе русским морякам, что её стали носить всегда и уважительно называли «морской душой». Полосатая расцветка, горизонтальные синие и белые полосы олицетворяли собой цвета Андреевского флага – русского военно-морского знамени. Сама «полосатость» была функционально необходима: на фоне светлых парусов, неба, суши, а также в темной воде человек в тельняшке был виден отчетливо и издалека. Обладая решающим преимуществом перед другими нательными рубахами, она не сковывала движений при физических нагрузках, отлично сохраняла тепло, была неприхотлива в стирке и быстро сохла на ветру. Первым российским предприятием легкой промышленности, на котором стали выпускать тельняшки, была фабрика Керстена в Санкт-Петербурге – морской столице Российской империи.

Стоит отметить, что первое время полосы на тельняшке не были равномерными. В «Положении о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования» тельняшка описывалась следующим образом: Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою (с хлопком); цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 мм). Ширина синих полос – четверть вершка… (11 мм). Вес рубахи полагается не менее 80 золотников (344 грамма)…». Лишь в 1912 году они стали распределяться на тельняшке равномерно.

Дальнейшая история тельняшки триумфальна. Матросы сыграли важную роль в революционных событиях февраля и особенно октября 1917 года, а затем и в охватившей Россию гражданской войне. Революционные моряки в тельняшках, перевязанных пулеметными лентами, стали одним из символов революции.

Великая Отечественная война стала еще одной важной страницей в истории русской тельняшки. За долгие годы самой кровопролитной войны 20 века советские моряки настолько отличались величайшим мужеством, невероятной храбростью, так ожесточенно защищали каждую пядь родной земли, что гитлеровцы называли их «полосатыми дьяволами», «дьяволами в тельняшках». Поэт-фронтовик Анатолий Милявский свое стихотворение «Сапун-гора» посвятил морякам – героическим защитникам Севастополя:

…Не скажет ветер на просторе, как труден был их каждый шаг…
Они взошли на эту гору, чтоб мы поднялись на рейхстаг!
Моряк, что знамя на пригорке под градом пуль установил.
Что всю войну под гимнастеркой тельняшку верную носил.

Когда в атаку поднимались воины в тельняшках, враг приходил в смятение. Не счесть плакатов военного и картин послевоенного времени, на которых изображены моряки в тельняшках и бескозырках, бесстрашно идущие в полный рост в атаку на врага: «Оборона Севастополя» (написана в военное время, в 1942 году) Александра Дейнеки, «Штурм Сапун-горы» Петра Мальцева, «Балтийский десант» Владимира Серова, «Прорыв» Виктора Толочко и др.

«Нас мало, но мы в тельняшках» – такая поговорка подчеркивала роль тельняшки как символа смелости, самоотверженности советских людей, призывала брать пример с военных моряков, бесстрашно сражавшихся с превосходящими силами противника, находивших выход из самых безвыходных ситуаций.

Андрей Вознесенский в «Реквиеме» отдал дань памяти героям в тельняшках:

Возложите на море венки, есть такой человечий обычай –
в память воинов, в море погибших, возлагают на море венки…

Изданий, посвященных людям в тельняшках немало, и сотрудники библиотеки предложили вниманию своих читателей и удаленных пользователей «морские» книги и произведения из фонда своего филиала: «Малахов курган» Сергея Григорьева, «Федотка» Михаила Шолохова, «Морская душа» Леонида Соболева, «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля, «Порт-Артур» Александра Степанова, «Морские истории» Бориса Житкова, «Акула» Льва Толстого, «Моряки», «Морские рассказы», «Максимка» Константина Станюковича, «Алые паруса» Александра Грина, «Военное море» Николая Жданова, «У юнги тоже сердце моряка» Георгия Соколова, «Кортик» Анатолия Рыбакова, «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова. В любимой детской книге «Дядя Федор, пёс и кот» Эдуарда Успенского один из главных героев, усатый — полосатый и очень обаятельный, взял себе «морскую» фамилию Матроскин и очень мечтал «бескозырку иметь с ленточками, как у моряков» и тельняшку.

Немало историков посвятили свои труды биографии тельняшки — матросской рубашки, «морской души», важного элемента русской истории и культуры.