г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Прерванный полет

10 апреля 2020

Поэт и время. Проблема настолько сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Это величина, не существующая друг без друга взаимно проверяемая. Поэтому скрыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно времени дано судить, станет ли он поэтом. В суете повседневности, остановившись на мгновение, чтобы перевести дух и вглядеться в жизнь, невольно ловишь себя на банальной мысли о быстротечности человеческого бытия…

Далекие 60-70 годы ХХ века – время расцвета поэзии Владимира Высоцкого. Именно в эти годы он творит свою поэзию, живет любовью, любит жизнь.Думаю, ни у кого не вызывает сомнений, что мощь таланта В. Высоцкого позволяет говорить о нем как о выдающемся поэте, исполнителе авторской песни и актёре. Его творчество поддерживало и продолжает поддерживать многих людей разных профессий, разного возраста, темперамента, различного жизненного опыта. В чем же секрет его небывалой популярности?

Хотя пик его творческой активности пришелся на 60-70-е годы, он и сегодня находит своих поклонников. Как бы ни были несхожи герои его песен-монологов, их всегда объединяет нечто общечеловеческое, близкое любому, выражением чего была позиция самого автора – позиция человека, гражданина, патриота, творца. Позиция не надуманная, не показная, а уходящая корнями в реальную жизнь реальных людей. Он вбирал, впитывал в себя тот самый мир, в котором мы живем и который уже промелькнулся нам с вами, и возвращал его обогащенным своей личностью. Другими словами, тот «материал» окружающий его действительности, который прошел процесс «переплавки» и преобразовался посредством особого мироощущения, творческого видения Высоцкого, получает новое качество и даже сегодня находит отклик в наших сердцах. Это означает передать дух времени. И с этой задачей Высоцкий справился великолепно.

Когда читаешь воспоминания его современников, то в глаза бросается одна общая черта, приписываемая Высоцкому, — его правдивость. «Он был ненавистен эстетам за то, что пытался говорить правду, мимо которой они проезжали в такси или торопливым шагом огибали её на тротуарах. Эта была не всеобщая картина жизни, но этот кусок был правдив», — писал о Высоцком Юрий Визбор. Мало кто в наше время способен сказать:

… Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

… Я не люблю уверенности сытой, –
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
… Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю, ­­ –
Пусть впереди большие перемены –
Я это никогда не полюблю!

Он не искал славы, слава сама нашла его. И все же его огромная популярность существовала благодаря тому, что он писал замечательные, очень сильные тексты. И, конечно, передавал их в своей оригинальной манере.

«Если говорить серьезно, я никогда никому не подражал, просто, когда услышал песню Булата Окуджавы, понял, что стихи можно усилить музыкой, мелодией, ритмом. Он как будто открыл мне глаза, а если о подражательстве говорить, то это глупо. Я считаю, когда человек подражает, он просто сам не может ничего…» — вспоминает Высоцкий. Он был самобытен. По особому лукавству стихотворных текстов всегда можно узнать: это Высоцкий. Юмор Высоцкого многозначен. Даже, казалось бы, простенькие шуточные песни содержат «второй слой», подтекст. Например, песня «О переселении душ»:

Пускай живёшь ты дворником,
Родишься вновь прорабом,
А после из прораба
До министра дорастёшь.
Но если туп, как дерево,
Родишься баобабом
И будешь баобабом
Тыщу лет, пока помрёшь.
Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком,
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком.

Есть у Высоцкого стихи и песни о войне.
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое…
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих…
Все теперь одному, только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

Песня «Он не вернулся из боя» — одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне все-таки пишет о ней, более того – не может не писать?

Творчество Владимира Семеновича является тем живительным родником. Который делает нас чище, правдивее, человечнее. Тем даром,который позволяет видеть даже в самых привычных и обычных вещах их неповторимость, их значимость.

Ведущий библиотекарь библиотеки-филиала № 27 Сеитмеметова Д. Д.