г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…

21 мая 2020

24 мая исполняется 80 лет со дня рождения русского поэта, эссеиста, драматурга, переводчика, лауреата Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреата США в 1991-1992 годах, почётного гражданина Санкт-Петербурга Иосифа Бродского.
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Его отец, Александр Иванович Бродский (1903–1984), в годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом армейской газеты, окончил войну в чине капитана 3-го ранга и затем работал в фотоотделе Военно-Морского музея. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905–1983), всю жизнь проработала бухгалтером. Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошло без отца. Творчества Бродского были связаны с Ленинградом. Его образ проходит через все творчество. Город у него является живым фоном для решения любой проблемы.
Стихи писать Бродский начал только в 1957 году в геологической экспедиции. Но за несколько лет изучил творчество самых различных поэтов. Именно в этот период были созданы «Пилигримы» — стихи, в которых освещалась одна из важнейших тем поэзии Бродского — мотив необходимости движения. В 1958 году Бродский начал выступать с чтением стихов. Несколько позже произошло знакомство с Ахматовой. Она была для молодого поэта живым классиком. И все-таки поэт ищет собственные темы, мотивы и символы творчества — вода, движение, время. Как и другие поэты-«метафористы», он заявлял, что основа его поэзии — разум. Однако поэт хотел писать так, как ему нравилось и как он понимал свое назначение.
Выросший авторитет Иосифа Александровича привел к тому, что власти обратили на него внимание и признали его творчество и поведение опасными. Бродский был арестован и осужден по ложному обвинению в тунеядстве, после чего его на пять лет выслали из Ленинграда на север, в Архангельскую область. Ссылка в деревню Норенскую Коношского района стала своеобразной «Болдинской осенью» поэта.
В 1965 году в Нью-Йорке вышла книга «Стихотворения и поэмы». Жизнь, казалось бы, налаживалась. У поэта родился сын Андрей. Появилась возможность зарабатывать литературным трудом. Но судьба настигла самого поэта. Накануне отъезда из СССР Бродский написал открытое письмо Брежневу, проникнутое уверенностью в возвращении на родину.
Запад встретил Бродского приветливо, дал возможность нормально жить и работать. Он принял предложение поработать в университете и поселился у Великих озер. С этого времени почти двадцать четыре года преподавал в различных американских университетах. Эмиграция поэта совпала с началом второго периода его творчества.Он заявил себя как поэт-философ.
Поэта много издавали и на русском, и на английском языках: сборники «Избранные поэмы», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», цикл «В Англии», книга «A Part of Speech», «Римские элегии», книга любовной лирики «Новые стансы к Августе», пьеса «Мрамор», сборник «Урания», эссе «Меньше чем единица», сборник «Урания», книга о Венеции и многое другое. Список наград и почетных титулов не менее внушителен. Бродский стал членом Американской Академии, доктором Йельского университета. Книга его итальянских переводов удостоилась сразу двух литературных премий, он получает на пять лет стипендию «гениев». В 1987 году поэту присуждается Нобелевская премия. На церемонии присуждения он прочитывает блистательную нобелевскую лекцию, в которой заявляет: «Быть может, самое святое, что у нас есть, — это наш язык…»
Начиная с 1988 года стихи Бродского возвратились на Родину. Вышли два сборника: «Назидание» и «Осенний крик ястреба». За ними последовало еще два десятка изданий.
Литература для Бродского — не общение, а одинокое познание. Постепенно Бродский приходит к выводу, что он обречен жить в безнадежной изоляции, потому что поэт подчиняется другим законам жизни.
В последние годы судьба поэта переменилась. В Стокгольме состоялось его бракосочетание, родилась дочь. Этим двум женщинам — Марии и Анне — Бродский обязан счастьем своего прощального взлета.
«Последние произведения Бродского преисполнены горестными настроениями поэта-философа. Творчество предстает как главная цель мироздания, преодоление немоты, безмолвия и пустоты.

Статья подготовлена сотрудниками абонемента ЦГБ им. А. С. Пушкина.