г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Нежный гений с ранимой душой

25 мая 2020

25 мая 1941 родился советский актёр театра и кино, автор стихотворений и театральных постановок, Олег Иванович Даль. Библиотека-филиал №17 имени Г.К. Жукова представляет онлайн-информацию «Нежный гений с ранимой душой».

Олег Даль, правильно воспитанный мальчик из хорошей семьи, верил в дружбу, в космонавтику, в подвиг, в героев, в справедливость, в подлинное искусство и мечтал о крепкой семье. Все детство он мечтал о героической профессии лётчика или военного, но из-за болезни сердца с этими мечтами пришлось распрощаться. В школе он увлёкся творчеством Михаила Лермонтова и захотел стать актёром, чтобы на сцене сыграть Печорина из «Героя нашего времени». Родители были категорически против выбора сына — они были далеки от творческих кругов и считали актёрство очень ненадежным занятием. Но Олег, выслушав напоследок, что его всё равно не возьмут из-за картавости, подал документы в Щепкинское училище.

Его брали сразу и в Щепкинское театральное училище, и во школу-студию МХАТ, абитуриент выбрал первое. Знаменитый профессор Анненков был сражен отрывком из «Мцыри» в исполнении высокого худого кудрявого абитуриента, и уже на втором курсе разрешил любимому ученику сниматься в кино. На съемочную площадку «Младшего брата» Олег Даль и Саша Збруев попали после того, как сам автор пьесы Василий Аксенов, увидев их фото, произнес: «Вот же они, мои мальчики!»

Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега на пробы для роли младшего Ростова в «Войне и мире» (но пробы Даль не прошёл), а Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году). Также одна из первых ролей — Сеня в фильме «Первый троллейбус» (1963). Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти.

После института Олега Даля сразу позвали в театр «Современник». Поначалу ему давали второстепенные роли и не в каждом спектакле, поэтому у него была возможность работать в кино. Во время съемок мелодрамы «Первый троллейбус», Олег Даль познакомился со своей первой женой Ниной Дорошиной, влюбленной в О. Ефремова. Ее, первую жену двадцатидвухлетнего Олега, мэтр «увел» прямо со свадьбы. Их брак стал для него одним из самых сильных разочарований.

Возможно, впоследствии Даль все возвращался и возвращался в «Современник» именно потому, что там была его Нина. Может, именно поэтому он так сыграл, буквально сгорая на сцене, свою первую (за пять лет!) главную роль Васьки Пепла в спектакле по пьесе Горького «На дне».

Успех к Олегу Далю пришёл в конце 60-х. Один за другим вышли фильмы с его участием «Женя, Женечка и Катюша», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Старая, старая сказка», а в театре он получил роль Васьки Пепла из пьесы «На дне». Он был блистателен в этих ролях, и его заметил мэтр Григорий Козинцев, который снимал шекспировского «Короля Лира». Козинцев пригласил Даля на роль шута, но никак не ожидал, что молодой актёр окажется сильно пьющим… Козинцев обычно такое не прощал, но Даль стал исключением — он играл именно так, как эту роль видел режиссёр. К тому времени Даль развёлся со второй женой — актрисой Татьяной Лавровой, а на съёмках «Короля Лира» познакомился с будущей, третьей — монтажёром Елизаветой Апраксиной.

В личной жизни Олегу Далю хотелось для кого-то, как для мамы, быть единственным!

Пожалуй, ближе всего к идеалу актера приблизилась третья спутница жизни Лиза, правда, всегда сознававшая, что на ее пути стоит Нина. Лиза понимала великого режиссера Г. Козинцева. То, что не прощалось никому, прощалось только Олегу. «Почему, Григорий Михайлович?», — «Мне жаль его, он не жилец».

Олег Даль был неудобным для режиссеров, отказывался от выгодных предложений, срывал спектакли. Но те роли, на которые соглашался, играл безупречно. Его герои были странными, непонятными, ненужными, чужими, как и он сам. Даль все время искал свое место в жизни, в театре, в кино… И, если вдруг все совпадало, Даль в вызывающем вишневом пиджаке мог бросить режиссеру: «Роль вроде бы неплохая. Если сойдемся в позициях, может быть, и соглашусь».

Актёр был, что называется, человеком с тонкой душевной организацией. Вспыльчивый, нервный, свободолюбивый — он не терпел, когда ему мешали работать, что-то шло не по его плану или получалось не идеально. Даль мог не выйти на сцену или съёмочную площадку, неожиданно отказаться от роли или устроить скандал. Причиной могло быть что угодно: на съёмках «Приключений принца Флоризеля» он отказывался идти в кадр из-за плохо сидящего костюма, во время съёмок «Земля Санникова» он обиделся, что его позвали только после того, как запретили снимать Высоцкого, раздражался из-за сценария и конфликтовал с режиссёром, в «Экипаже» без объяснений отказался сниматься после пары рабочих дней. Даль всё понимал, но сделать с собой ничего не мог. О себе он говорил: «Я не народный, я инородный…»

Даль был уникальным комедийным актером, но «его» роли сыграли другие актеры… Когда Олега Даля не стало, кто-то вынес из его квартиры стопку отвергнутых сценариев: «Безымянная звезда» «Ирония судьбы», «Экипаж».

Когда в Киеве (Лиза тогда не поехала туда на два дня на пробы вместе с мужем), ей выдали заключение о смерти, у нее перехватило дыхание. «Виновата только я одна… если бы я была рядом». И только два черных квадратика в «Вечерке» и «Московском комсомольце», ведь он не был даже заслуженным артистом… На площади перед Малым театром, в котором актер сыграл свою последнюю роль, собралась огромная толпа. И где-то среди людей плакала его последняя любовь по имени Лена, женщина, о которой никто не знал.

Даль создал широкую гамму образов на экране. Одни видели в нем эталон актерского профессионализма, другие называли гениальным дилетантом. Одни восхищались его удивительным жизнелюбием, другие вспоминали приступы черной меланхолии. Аккуратность в быту и организованность в работе, соседствовали с глубокими и злыми запоями в полузнакомых компаниях.

Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег Даль — одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. И у каждого зрителя «свой» Даль, этот притягательный и завораживающий, «миг между прошлым и будущим».