г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Леттеринг

04 июня 2020

Сотрудники библиотеки-филиала №3 им. И. П. Котляревского МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь познакомили своих подписчиков группы Вконтакте с таким новым видом искусства, как леттеринг.

Леттеринг — это единственные в своем роде буквы, написанные для уникальной надписи, названия или проекта. Это надпись, где каждый символ пишется вручную, что обеспечивает его оригинальность.

Если простыми словами леттеринг — это рисование букв. Именно в этом главная особенность этой техники. И скорее всего благодаря интернету вы уже знакомы с леттерингом, но не догадывались что это именно оно. Да, даже в модных кофейнях на досках с меню, уже давно слова не просто пишут, а рисуют ими целую композицию.

Если посмотреть в глубину веков, можно проследить очень интересную тенденцию развития культуры написания букв. На данный момент абсолютно точно нельзя быть уверенным, какой из алфавита был первым фонетическим. Многие утверждают, что именно финикийский стал прародителем латинской, славянской и греческой системы алфавитов. Конечно же, каждый из языков привнес что-то свое в изначальный финикийский алфавит, но греческий стал первым из европейских алфавитов, который ввел гласные звуки. Формы этих букв были просты и напоминали геометрические фигуры. А уже в 6 веке приходит новый вид письма — унциал. Этот шрифт характеризуется округлыми буквами, не выходящими за пределы строк.

Все литеры не имеют острых углов и относятся к маюскальному виду письма, начертание которого располагается между параллельными прямыми. Впоследствии этот вид заменило готическое письмо. Такой шрифт имеет огромное множество разнообразных вариантов. Одним из первых и популярных видов готического письма была — текстура. Этим шрифтом были набраны первые печатные книги (Библия Гутенберга).

Текстуру визуально можно с легкостью отличить вытянутостью букв. Но время идет и с приходом эпохи Возрождения у общества возрастает интерес ко всему античному. Эта мода повлияла на все: одежду, архитектуру, искусство и, конечно же, на манеру написание текстов. И так появляется новый шрифт, который был назван «антиква».

А вот уже после 15 века консервативные взгляды ушли на второй план, и типографы начали придумывать шрифты на разный лад, на которых до сих пор основываются многие современные.

А что же происходила на Руси? Русские шрифты изначально основывались на греческом написании и назывались кириллица и глаголица. Поначалу служили они лишь для перевода греческих богослужебных текстов на славянский язык.

Со временем алфавит развивался и преображался. А в 1708 году Петром I был указ определяющий книжный шрифт. Он был четкий и округлый и объединял в себе привычную кириллицу и европейскую антикву.

А с развитием книгопечатной продукции, газет, рекламы, афиш и плакатов стали появляться все больше и больше различных шрифтов. Уже благодаря только написанию можно было выделиться, привлечь внимания клиентов, заинтересовать. Так и появляются задатки будущего леттеринга.

Эмиль Рудер – типограф из Швеции, провел глобальное исследование шрифтов, как они связаны с определенными языками. Он пришел к выводу что шрифты на прямую зависят от языка создателя, и если употребить их с другим алфавитом – теряется эстетика и красота букв.

А в современном мире именно леттеринг вобрал в себя и объединил искусство написания букв и художественное творчество. В эпоху маркетинга, обильной рекламы, каждая из компаний жаждет привлечь внимание именно к своему товару. Так и появляется индивидуальный стиль. И в советской рекламе можно было увидеть примеры леттеринга.

Леттеринг приносит жизнь, настроение в буквы. Благодаря нему задать нужный смысл в общий вид слова, который будет понятен, еще не читая его, а лишь взглянув.

Не маловажным плюсом леттеринга является то, что научится ему может абсолютно любой. Ведь каллиграфия – это четкое ровное написание букв, а леттеринг – полет фантазии, художественная сублимация.