г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

КИММЕРИЙСКИЙ СТРАННИК

28 мая 2020

Библиотека-филиал №14 им. В. Ф. Войно-Ясенецкого МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь приглашает своих читателей онлайн на краеведческую литературную встречу «КИММЕРИЙСКИЙ СТРАННИК»,  посвященную русскому поэту, художнику Максимилиану Александровичу Волошину.

28 мая 1877 года родился Максимилиан Александрович Волошин. Уникальная личность, ставшая легендой при жизни. Поэт, художник, критик, искусствовед, актер, режиссер. Максимилиан Волошин основатель первого в России Дома поэтов. Умный чудак, водивший дружбу со всеми. Неутомимый исследователь, путешественник, мистификатор, экстрасенс. Просто Макс. Весь его творческий и жизненный путь – удивительные страницы необычной биографии.

Отчисленный из университета поэт и художник Максимилиан Волошин удивлял современников разносторонностью своих интересов. Творец, который умел заключать страсти, бушующие внутри, в рамки стихотворного жанра, помимо живописи и поэзии, писал критические статьи, занимался переводами, а также увлекался астрономическими и метеорологическими наблюдениями. Его яркая, полная бурных событий и разнообразных встреч жизнь с начала 1917 года сосредоточилась в России. На литературных вечерах, проводимых писателем в построенном им лично доме в Коктебеле, неоднократно присутствовали и сын Корнея Чуковского – Николай, и Осип Мандельштам, и Михаил Булгаков, и даже Марина Цветаева. Мать поэта Елена Оттобальдовна была женщиной волевой и самобытной. Вскоре после рождения сына она разошлась с мужем. В Максе женщина хотела воспитать бойцовский характер, а мальчик рос, как впоследствии сказала о нем Марина Цветаева, «без когтей», был ко всем миролюбив и дружелюбен. В Феодосию Макс переезжал с воодушевлением. Но пустынные степи и горные цепи не вызвали в душе мальчика восторга. Он не увидел той скромной красоты, которую впоследствии восхвалял в стихах и картинах. Рядом с Коктебельской долиной находилась небольшая болгарская деревушка. Здесь и прикупили участок мать поэта и ее гражданский муж П.П. Теш. Позднее в этих местах поселится творческая интеллигенция. Но в год переезда семьи тут одиноко и пустынно. Макс  вспоминал, что корова могла боднуть рогом и забрать кусок хлеба. По столам лазили куры, поросята дружили с собаками и копировали их повадки. Значительно позже, развив художественный вкус, Волошин научился видеть неординарную красоту края. Известно, что в КоктебелеЕлена даже нанимала окрестных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать приветствовала интерес сына к оккультизму и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса однажды сказал, что научить чему-либо идиота невозможно. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого преподавателя Волошин декламировал свои чудесные стихи. Хотя писатель с 1897 по 1899 год был студентом юридического факультета Московского университета и исправно посещал лекции, свои удивительно разносторонние знания он уже тогда получал самостоятельно. Из биографии публициста известно, что получить диплом Максимилиан так и не сумел. Отчисленный за участие в беспорядках, парень решил не продолжать обучение и заняться самообразованием.

Первая книга Волошина – «Стихотворения» – вышла в 1910 году. В работах, вошедших в сборник, четко прослеживалось стремление автора познать судьбы мира и историю человечества в целом. В 1916-ом писатель выпускает в свет сборник антивоенных стихов «Annomundiardentis» («В год пылающего мира»). В этом же году прочно обосновывается в любимом Коктебеле, которому он позже посвятил пару сонетов. В 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов — «Иверни» и «Демоны глухонемые». Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма. С 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том. В 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина«Иван Грозныйи сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества».

Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году, написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок. Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»). Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио.  Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.

В 1922 году в Крыму начался голод. Мать публициста, Елена Оттобальдовна, стала заметно сдавать. Макс переманил для горячо любимой родительницы из соседнего селения фельдшерицу Марию Заболоцкую. Именно на этой доброй и отзывчивой женщине, стоявшей подле него во время похорон матери, он женился в марте 1927 года. И хотя у супругов так и не получилось обзавестись детьми, Мария Степановна была рядом с писателем и в радости, и в печали вплоть до его смерти. Овдовев, она не изменила коктебельских порядков и также продолжала принимать в доме Волошина странствующих поэтов и художников.

Последние годы жизни поэта были насыщены работой – Максимилиан много писал и рисовал акварелью. В июле 1932-го давно беспокоившая публициста астма осложнилась гриппом и воспалением легких.

Волошин скончался после инсульта 11 августа 1932 года. Его могила находится на расположенной в паре километров от Коктебеля горе Кучук-Янышар.

После смерти именитого литератора скульптор Сергей Меркуров, создавший посмертные маски Льва Толстого, Владимира  Маяковского, Михаила Булгакова и Владимира Ленина, снял слепок и с лица почившего Волошина.

Вот несколько фактов из жизни поэта и художника. Всю жизнь Максимилиан Волошин придерживался антивоенных взглядов. После начала Первой Мировой войны он даже написал министру обороны письмо, в котором заявлял о своём отказе от службы в армии, а во времена Гражданской войны в России поэт не принял ничью сторону. При этом он неоднократно спасал и прятал у себя дома и белогвардейцев, которых разыскивали красноармейцы, и красных, спасавшихся от белых, невзирая на смертельный риск.

На протяжении долгих лет жизни личность Максимилиана Волошина был окружена тайнами и легендами. Многие утверждали, что он умел пускать молнии из пальцев, исцелять наложением рук и т. д. В частности, об этом заявляла супруга поэта К. Бальмонта, утверждавшая, что Волошин помог ей избавиться от некоторых проблем со здоровьем. Опальный поэт Осип Мандельштам мог бы быть расстрелян, если бы не вмешательство Максимилиана Волошина. Тот был на достаточно хорошем счету у новых советских властей, и, когда Мандельштам был арестован, написал письмо в его защиту. В результате Мандельштама не расстреляли, но всё-таки отправили по этапу наДальний Восток, и он умер от лишений, не пережив этого вынужденного путешествия. Когда Волошин был уже немолод, он носил пышную бороду с усами, и однажды молодые красноармейцы приняли его за Карла Маркса, заявив, что усердно изучают его труды. Путаница возникла из-за того, что жена окликнула его на улице коротким именем “Макс”, а кому-то послышалось “Маркс”. Поэт не стал разочаровывать сторонников марксизма, и лишь улыбнулся в ответ.

Ещё при жизни Максимилиан Волошин превратил свою коктебельскую резиденцию в дом творчества и отдыха для людей искусства, получив на то одобрение советских властей. Его дом был бесплатным пансионатом для поэтов, художников и писателей.

О взглядах и жизненных установках молодого Максимилиана Волошина можно судить по дошедшей до нашего времени анкеты. Ответы Максимилиана Волошина на вопросы «тургеневской» анкеты 20 апреля 1898 года: 1. Ваша любимая добродетель? – Самопожертвование и прилежание. 2. Любимое качество у мужчины? – Женственность. 3. Любимое качество у женщины? – Мужество. 4. Ваше любимое занятие — Путешествие и разговор вдвоем. 5. Отличительная черта Вашего характера?- Разбросанность. 6. Как Вы представляете себе счастье? – Владеть толпой. 7. Как Вы представляете себе несчастие? – Потерять веру в себя. 8. Ваши любимые цвета и цветы? – Голубой, ландыш. 9. Если бы Вы были не Вы, чем бы Вы желали бы быть? – Пешковским. 10. Где бы Вы предпочли жить?- Где меня нет. 11. Кто Ваши любимые прозаики? – Диккенс, Достоевский.

Строки Волошина: «И на скале, замкнувшей зыбь залива, судьбой и ветрами изваян профиль мой!» – знают многие. Они были написаны в 1918 году. Интересно, что в те времена эту скалу часто называли «профилем Пушкина». Вересаев, живший в Коктебеле у себя на даче в 1918-1921 годах, писал: «Справа высятся крутые утёсы Карадага; на склоне его выступы скал образуют совершенно определённо человеческий профиль, несколько напоминающий профиль Пушкина. Впрочем, постоянно живший в Коктебеле поэт Волошин утверждает, что это его профиль». После землетрясения 1927 года скала частично обрушилась – и принадлежность спорного профиля стала совершенно очевидна: он приобрёл необычайное сходство с Максимилианом Волошиным. В июле 1914 года в Феодосии в судебное производство попало дело, в котором Волошин фигурировал в качестве обвиняемого. Как сообщали газеты, поэт «не смог выносить вида установленных на пляже против его дачи дощечек, обозначавших места для купания мужчин и женщин. Соответствующие надписи были им замазаны, и в результате он и привлечён полицией за уничтожение знаков, установленных в Коктебеле по распоряжению власти».

Интереснее всего было письменное объяснение, которое Волошин прислал в уездную полицию: «Против моей дачи на берегу моря, действительно, был самовольно поставлен о-вом курортного благоустройства, во время моего отсутствия столб с надписью «для мужчин» и «для женщин». Не трогая самого столба, я счёл необходимым замазать неприличную надпись, которой он был украшен, так как, я думаю, вам известно, что данная формула имеет определённое и недвусмысленное значение и пишется только на известных местах. Поступая так, я действовал так, как если бы на заборе, хотя и чужом, находящимся против моих окон, были написаны неприличные слова. Кроме того, считаю нужным сообщить г. исправнику, что зовут меня Максимилианом Александровичем Кириенко-Волошиным, а имя Макс (как обозначено в протоколе), является именем уменьшительным и ласкательным, так что употреблять его в официальных отношениях не подобает».

На вопрос: «Кто он – поэт или художник?» – Волошин отвечал: «Конечно, поэт» ̶ и добавлял при этом: «И художник». При написании пейзажа в стихотворении Волошин обращался к живописи – для более точной передачи поэтического образа он делал предварительные зарисовки того, о чем хотел написать, и наоборот – черпал эпитеты из зарисовок, соотнося их, например, с оттенками цвета. Волошин не раз отмечал, что чувствует неразрывную связь искусств. В статье «Скелет живописи» (1904) он пишет: «В рисунке выражаются простейшие зрительные идеи. Рисунок ближе всего стоит к слову, и поэтому в нем отчасти содержится элемент рассказа. Впрочем, вернее сказать, что в слове содержится элемент рисунка». При просмотре картин Волошина сразу же обращают на себя внимание надписи кистью внизу полотна. Кроме посвящений там встречаются стихотворные строчки. Понимать стихи Волошина не просто, мелодику и смысл каждый воспринимает по-своему. Постигать тайну волошинских образов-символов интересно. Для этого надо знать мистические идеи, которыми он жил, конкретные обстоятельства рождения произведений. Когда не знаешь фактов биографии, стихи о многом молчат. Если удается разгадать говорящую живопись умного поэта, то стихотворение сразу занимает достойное место среди лучших произведений.

Максимилиан Волошин писал стихи, рисовал, выступал в роли искусствоведа и режиссера, играл в театре, переводил зарубежную литературу, активно участвовал в общественной жизни своего времени. Не человек, а Космос. Мистик, пантеист, «француз культурой», «русский душой», миролюбивый бунтарь, поэт и художник. Таким он был в сердцах современников и таким вошел в историю искусства. Жене писателя, Марии Заболоцкой, удалось сохранить творческое наследие горячо любимого мужа. Благодаря ее стараниям в августе 1984 года расположенный в Крыму дом Максимилиана получил статус музея.