г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Испугать, заколдовать и уморить

28 мая 2020

В нашем «расколдованном» мире интерес к волшебству только растет. Многие люди больше не боятся сглаза и мора, но пощекотать себе нервы историями о магии любят до сих пор. Образ литературной ведьмы существует с тех самых пор, как была рассказана первая история в мире, то есть на протяжении веков, уходя корнями в далекое прошлое от Цирцеи до Гекаты, от Бабы-яги до Злой Колдуньи Запада.

Сотрудники библиотеки-филиала №15 им. А. С. Грина предлагают литературное обозрение «Испугать, заколдовать и уморить» об опасных и интересных волшебниц, появляющихся на страницах знаменитых произведений.

Древняя Геката

Одна из старейших ведьм, упоминаемых в источниках. Покровительница лунного света, преисподней, магии и колдовства, в древнегреческой мифологии она была олицетворением всего таинственного и страшного. Скорее всего, ее культ древнее, чем культ Аида. Исследователи полагают, что изначально эту богиню-ведьму почитали фракийцы. Геката фигурирует в «Теогонии» Гесиода и в «Гомеровских гимнах». Ее образ соответствует мифологическим покровительницам подземных миров у других народов, таких как Халь у скандинавов, Кали в индийской мифологии или Эрешкигаль в шумеро-аккадских сказаниях.   (Мифы Древней Греции)

Три ведьмы Шекспира

Писатель Айзек Азимов в путеводителе по творчеству Уильяма Шекспира утверждает, что эти персонажи были введены в пьесу «Макбет» в угоду королю Якову I. Произведение было написано на заказ, а властвующий клиент обожал все мистическое и даже сам написал трактат по демонологии. История о Макбете – единственное творение Шекспира, где появляются ведьмы. С другой стороны, Азимов сам оговаривается, что рассказ о трех волшебницах есть и в исторических источниках о древнем шотландском короле Макбете. Так или иначе, ведьмы у Шекспира действительно получились зловещими. Они морят свиней, изводят моряков и варят зелья. Именно они предсказали Макбету его головокружительный взлет и ужасающее падение.   (Шекспир У. «Макбет»)

Злые старухи братьев Гримм

В 50 сказках знаменитых немецких писателей ведьмы играют сюжетообразующую роль. Они то и дело пытаются съесть детей, сжить со свету несчастных падчериц или их избранников, завладеть чужим богатством и вообще испортить настроение окружающим самыми изощренными способами. Однако не стоит забывать, что Гримм обрабатывали народные сказки, а в них отражено немало элементов древнейших ритуалов и верований. Так, заключение юной девушки в пубертатном возрасте в другом пространстве («Рапунцель») – это не что иное, как обряд инициации, где старшая женщина служит проводником во взрослый мир. Вот такая вот удивительная трансформация образа.   (Сказки братьев Гримм)

Двуликая Панночка

Гоголевская героиня стала одной из самых харизматичных ведьм в русской литературе. Она выделяется даже на фоне других персонажей писателя. Панночка гораздо опаснее  почти безобидной Солохи  из «Ночи перед Рождеством», но не столь отталкивающая, как колдуньи из других повестей классика. Дуалистическая природа девушки роднит ее с европейскими волшебницами, которые, судя по книгам о демонологии, могли внушать симпатию даже после своих ужасных поступков. Панночка крепко связана с нечистой силой и умудряется отомстить обидчику уже после смерти, что может быть страшнее?      (Гоголь Н. В. «Вий»)

Белая колдунья Нарнии

Произведения Клайва Льюиса нередко критиковали за сексизм. В основном критика была связана с изображением Сьюзен Пэвенси, которая перестала быть «другом Нарнии», потому что «более не заинтересована ни в чем, кроме помады, чулок и любви». Однако если присмотреться, то женское начало (речь идет именно о взрослых героинях) у Льюиса чаще оказывается воплощением зла. Джадис (Белая колдунья) –  яркий тому пример. Согласно вселенной Нарнии, она является потомком Адама и его первой жены Лилит, которая, если верить еврейской мифологии, стала демоницей после развода и создания Евы. Как и ее прабабка, Джадис жила в пустынной местности, среди руин, а ее замок заполняли каменные скульптуры.

Белая колдунья самолюбива, необычайно сильна физически, обладает незаурядными магическими способностями и безумно красива. Даже те, кто отмечал ее злое лицо, все равно признавали ее очарование. В расстановке персонажей во вселенной Нарнии Джадис играет вполне определенную роль: если Аслан – персонификация Бога, то колдунья – никто иной, как дьявол.  (Клайв С. Л. «Хроники Нарнии»)

Маргарита, королева бала Сатаны

Одной из самых известных ведьм XX века стала булгаковская Маргарита. Королева бала Сатаны покорила сердца читателей своей необычайной преданностью Мастеру, ради которого готова продать душу. Маргарита импульсивна и мстительна: она с яростью крушит квартиру критика Латунского. Но при этом способна на сострадание – и просит помилования для детоубийцы Фриды. В отличие от своих магических сестер, Маргарита не опасна и почти не причиняет никому зла, однако ее образ явно навеян ведьмами из «Синагоги сатаны» Кржижановского, который, в свою очередь, вдохновлялся «Молотом ведьм».  (Булгаков М. «Мастер и Маргарита»).