г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Его пейзажа нежный стих

24 августа 2020

«Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности», – так проникновенно отозвался известный отечественный художник Константин Юон о своем талантливом предшественнике Исааке Ильиче Левитане, 160-летие со дня рождения которого наша страна отмечает 30 августа.

К юбилею непревзойденного мастера русской пейзажной живописи, основателя жанра «пейзаж настроения» симферопольская библиотека-филиал № 4 им. М.М. Коцюбинского организовала выставку любимого художника «Его пейзажа нежный стих».

«Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии» считал Левитана знаток и исследователь русского искусства Александр Бенуа. Поэтичность его работ подчеркивали Игорь Грабарь и Федор Шаляпин, Антон Чехов и Константин Паустовский, а русский естествоиспытатель Климент Тимирязев назвал Левитана «Пушкиным русского пейзажа».

Художник, виртуозность картин которого сродни пушкинским шедеврам, родился в образованной, но бедной еврейской семье. Левитан не получил законченного художественного образования, хотя считался одним из талантливейших учеников Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, где его учителями были признанные пейзажисты Алексей Саврасов и Василий Поленов.

С конца 1870-х годов художник начинает писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображает природу, но и свое отношение к ней. Его картины, начиная со студенческих времен, пополняют коллекцию Павла Третьякова, со временем появляются в экспозициях передвижников, на Всемирной выставке в Париже и на выставке в Мюнхене. В 38 лет живописец получает звание Академика пейзажной живописи и становится преподавателем училища, которое когда-то не окончил сам.

Левитан прожил короткую жизнь. Страдая болезнью сердца, он не дожил несколько дней до своего сорокалетия и скончался 3 августа 1900 года. В мастерской художника осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.

Материалы выставки знакомят читателей и удаленных пользователей с творческим наследием художника, в том числе его работами, выполненными в технике акварели, пастели, графики и иллюстрации. Самые известные произведения Левитана («Берёзовая роща», «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро») являются гордостью крупнейших художественных музеев страны – Третьяковской галереи и Русского музея Санкт-Петербурга.

Краеведческие издания из фонда библиотеки («Палитра Крыма» Владлена Авинды, «Биографический словарь Крыма» Владимира Сухорукова, «Достояние Республики» Людмилы Обуховской и др.) раскрывают крымский период творчества Левитана. Художник посетил наш полуостров дважды: в 1886 и 1899 годах. Впервые он открыл для себя крымский пейзаж ранней весной 1886 года. Потрясенный видами моря и гор, живописец делится впечатлениями со своим другом Антоном Чеховым: «Вот где вечная красота». Путешествуя по Крыму около двух месяцев, Левитан посещает Ялту, Гурзуф, Массандру, Алупку и Севастополь, работает на пленэре. Его этюды «Сакля в Алупке», «Татарское кладбище» «Уступ на Ай-Петри», «Дворик в Ялте», «В горах», «Вид на море» открыли русской публике «новый Крым» без парадности и патетики. Василий Поленов, впоследствии посетивший полуденный край, поразился точности и реалистичности работ художника: «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, тем всё больше я оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан».

Библиотека предлагает своим пользователям с помощью работ великого пейзажиста увидеть Крым конца ХIХ века, во многом для нас незнакомым, ушедшим в историю.