г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

«Боль, пережитая народом», ко Дню депортации крымско-татарского народа из Крыма

18 мая 2020

Основная операция началась на рассвете 18 мая 1944 года. К 16 часам 20 мая было выселено 180 014 человек. По окончательным данным, из Крыма было депортировано 191 014 крымских татар. Под аналогичным предлогом из Крыма также депортировали греков, болгар, армян и представителей других народов. Немцы были депортированы с полуострова еще в августе 1941-го года.

Около 37 тысяч семей (151 083 человека) крымских татар увезли в Узбекистан: самые многочисленные «колонии» осели в Ташкентской, Самаркандской, Андижанской и Ферганской областях. Остальных распределили на Урале, в Удмуртии и в Европейской части СССР.

Дополнительно в течение мая — июня 1944 года из Крыма были депортированы еще 41854 человек, среди которых 15040 греков, 12422 болгар, 9620 армян, 1119 немцев, итальянцев, румын и прочих национальностей. Их направляли в Башкирию, в Кемеровскую, Свердловскую и Кировскую области СССР, а также в Гурьевскую область Казахстана. Около 3,5 тысяч иностранных подданных с просроченными паспортами, в том числе 3350 греков, 105 турок и 16 иранцев направили в Ферганскую область Узбекистана.

В первые годы ссылки значительное число людей погибли от голода и болезней. До 1956 года крымские татары находились в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане на положении спец поселенцев, а затем без данного статуса, но без разрешения вернуться на родину и получить назад реквизированное имущество.

Указом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» с крымских татар были сняты обвинения и восстановлены их конституционные права. Крымские татары начали возвращаться в Крым, но из-за паспортного режима, сделать это смогли немногие.

В 1987-1989 годах началось активное общественное движение крымских татар за возвращение на родину. 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

В том же году решением сессии Верховного Совета СССР была образована специальная комиссия по проблемам крымско-татарского народа. 11 июля 1990 года Совет министров СССР принял постановление «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область». С этого времени началось массовое возвращение крымских татар на полуостров.

В 1994 году парламент Республики Крым установил 18 мая Днем памяти жертв депортации народов Крыма.

17 апреля 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий ряд льгот для незаконно депортированных из Крымской АССР народов или их родственников (бабушка, дедушка, отец, мать, супруг, супруга, дети, внуки, брат, сестра, усыновитель) при получении вида на жительство в России, в том числе упрощенный порядок предоставления документа. После принятия Конституции РК крымско-татарский язык, наряду с русским и украинским, обрел статус государственного.

Сотрудники библиотеки-филиала №7 им. Т. Г. Шевченко предлагают Вам познакомиться с выставкой и списком литературы, в котором содержится информация о депортации крымско-татарского народа из Крыма:

  1. Аппазов Р. Ф. Следы в сердце памяти.

Книга советского и российского учёного крымско-татарского происхождения Рефата Фазыловича Аппазова повествует о некоторых значительных событиях из жизни автора, об интересных его наблюдениях, написана образным и живым языком.  Трагические страницы сменяются ироническими с изрядной долей юмора, оставляя место историко-политическим оценкам и даже философским рассуждениям. Она представит интерес как для убелённых сединой стариков, так и для людей среднего возраста и молодёжи.

  1. Депортация крымских татар 18 мая 1944 года. Как это было.

Книга содержит воспоминания крымских татар – очевидцев депортации 18 мая 1944 года.

  1. Кърымчахлар (Крымчаки). Альманах №5.

В научно-популярном, литературно-художественном альманахе содержатся статьи о депортации 18 мая 1944 года.

  1. Умеров Э. О. Черные поезда.

В рассказах и повестях крымско-татарского прозаика Эрвина Османовича Умерова – судьба его народа, не по доброй воле покинувшего родные края. Подавляя в себе чувство отверженности, обиду на учиненный произвол, герои произведений прилагают максимум усилий, чтобы выжить. Новые условия в местах поселения рождают драматические коллизии, в которых выявляются жизнестойкость человека, высота его чувств, умение отстоять свою честь и способность не растерять веру в непременное торжество справедливости.