г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Безудержный танец жизни

27 мая 2020

К 143-летию со дня рождения американской танцовщицы, жены поэта Сергея Есенина Айседора Дункан, сотрудники читального зала ЦГБ им.       А. С. Пушкина подготовили онлайн-информацию «Безудержный танец жизни».

Айседора Дункан (урожденная — Дора Анджела Дункан) родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско, штат Калифорния, США. Ее отец, обанкротившись, ушел из семьи еще до рождения дочери, мать одна воспитывала четырех детей.

Дункан называли гениальной, сравнивали с «родоначальниками новых эпох и стилей». Многие критики находили, что Айседора перевернула и танец, и повседневность. В концертных выступлениях она использовала классическую музыку, иллюстрируя танцем произведения Л. Бетховена, П. Чайковского. Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя.

Уже в пять лет маленькую Дору отдали в школу, но в 13 лет она ее бросила и начала серьезно заниматься танцами и музыкой. В 1896 году она уехала покорять Чикаго, где неудачный роман с женатым мужчиной положил начало несчастьям в ее личной жизни.

Свои выступления Айседора Дункан начала со светских вечеринок. Ее, танцевавшую босиком, воспринимали как экзотическую диковинку. В 1903 году она впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Тогда же Дункан вместе с семьей совершила поездку в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, стремясь органически связать танец и музыку.

В 1907 году Айседора Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге, где познакомилась с режиссером К. Станиславским. А в 1921 году по приглашению Луначарского приехала работать в Россию, приняла российское гражданство и вышла замуж за Сергея Есенина. Они много путешествовали по Европе и США. Однако, их брак продолжался чуть больше года. В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву, Айседора осталась в США.

Айседора Дункан танцевала босиком, используя в танце древнегреческую пластику. Ее считают основоположницей свободного танца. В России у нее нашлись последователи – «пластички», или «босоножки». Особо талантливые из них – Алексеева и Руднева – создали собственные студии пластики и музыкального движения.

Айседора Дункан говорила своим ученицам: «Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Айседора Дункан мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Она также значительно повлияла на моду своего периода, предпочитая свободные летящие одежды.

Особое влияние на Дункан оказал Ницше. Она написала книгу «Танец будущего», где, люди, описанные в ее книге, как Заратустра у Ницше, видели себя пророками будущего и это будущее воображали в радужных тонах.

14 сентября 1927 года жизнь Айседоры Дункан трагически оборвалась – она погибла в результате несчастного случая в Ницце, задушенная собственным шелковым шарфом, намотавшимся на ось колеса автомобиля. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Танец Айседоры Дункан: https://www.youtube.com/watch?v=UVsR57Soz_4