г. Симферополь, ул. Пушкина/А. Невского 1/2

Андрей Яковлевич Эшпай : жизнь и музыка

14 мая 2020

Сотрудники библиотеки-филиала №9 им. Л. Н. Толстого представляет юбилейный творческий портрет знаменитого композитора  Андрея Яковлевича  Эшпая, которого  по праву считают «последним классиком современности». Мелодии, написанные им, что называется, у каждого «на слуху». Он – автор множества симфонических произведений, написал музыку к спектаклям, кино- и телефильмам, среди которых: «Бабье царство», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Карьера Димы Горина», «Трактир на Пятницкой», «Емельян Пугачев». Песни: «Снег идет», «Два берега», «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной»), которые принесли композитору известность и всенародную любовь.
Вопреки трудностям, которых встречалось немало на долгом и незаурядном жизненном пути, Эшпай всегда оставался преданным своей музе: «Моё кредо — быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию».
Андрей Эшпай родился 15 мая 1925 года в маленьком волжском городке Козьмодемьянске, но уже через пару лет его семья переехала в столицу России, чтобы отец мог учиться в Московской консерватории, а мать — в пединституте.

В своей будущей профессии мальчик не сомневался никогда. Его мать с юности пела в учительском хоре, а отец — Яков Эшпай — был знаменитым создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров и оркестра народных инструментов.
Музыкальное детство не тяготило мальчика, он с ранних лет проявлял свой талант и без труда поступил в музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано, где его очень быстро отметили и окружили особым вниманием сами сёстры Гнесины — ЕлизаветаЕлена и Ольга.
Мирную жизнь юного музыканта нарушила Великая Отечественная война, которая началась, когда мальчику едва исполнилось 16 лет. Учёбу в десятом классе средней школы ему пришлось продолжать во время эвакуации в Мариинском Посаде.

Эшпай рвался на фронт и уже в январе 1943-го поступил в Оренбургское военное училище, потом окончил военные курсы переводчиков, а с 1944-го находился в армии на Первом Белорусском фронте. Военная биография Эшпая ничуть не уступает его музыкальным достижениям: лейтенант взвода разведки был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы,  принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. А после окончания войны ещё год служил в управлении информации в Берлине. Именно на фронте Эшпай остро почувствовал тягу к творчеству и осознал своё призвание. После демобилизации он поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где обучался сразу на двух факультетах: фортепианном и композиторском.
Никто не сомневался в таланте музыканта. За год до окончания консерватории Эшпай был принят в Союз композиторов СССР, где стал одним из самых молодых его членов. А в 1953 году поступил в аспирантуру. Спустя десять лет Эшпай уже сам преподавал в Московской консерватории, однако проработал там всего пять лет, ведь организаторские дела отвлекали от главного — самой музыки. У композитора же было много забот: предстояло написать сотни симфонических произведений, музыку к кинофильмам, спектаклям, балетам, опереттам.

На протяжении всей своей жизни в искусстве А. Я. Эшпай писал и киномузыку. Он — автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, поставленным на разных студиях страны. Особенно плодотворным было его сотрудничество с режиссерами: А. Салтыковым («Бабье царство», «Директор», «И был вечер, и было утро», «Сибирячка», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Емельян Пугачев», «Путь в бессмертие»); Е. Ташковым («Страницы былого», «Жажда», «Приходите завтра», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Дети Ванюшина», «Преступление»); В. Левиным («Повесть о первой любви», «Сильнее урагана», «Долгий путь в лабиринте»); В. Жилиным («Исправленному верить», «Водил поезда машинист»). Три последние работы в кино: фильм режиссера В. Пендраковского «Я свободен, я ничей» с прекрасными актерами Н. Руслановой и В. Гафтом в главных ролях, детский фильм «Лиза и Элиза» режиссера А. Згуриди и триллер «Умирать легко» режиссера А. Хвана.
Кинематограф сблизил композитора со многими поэтами: Г. Регистаном,
Р. Рождественским, Л. Дербеневым, В. Карпеко, Г. Поженяном,
Е. Евтушенко, в содружестве с которыми написаны чудесные песни. Творческие контакты не прекращались и после выхода фильмов на экраны. Песни обретали крылья, уносились в самостоятельную жизнь. Среди них: «С первой встречи с тобой», «Почему, отчего? Я не знаю сам», «Ты, только ты» — на стихи Г. Регистана; «Я сказал тебе не все слова», «Над рекой ленивой наклонилась ива…» — на стихи В. Карпеко; «Ночь была с ливнями» (или «Мы с тобой два берега у одной реки») — на стихи

Г. Поженяна; «Тысячу лет дружит студент», «Если не вспомнишь меня» — на стихи Л. Дербенева; «Марш строителей», «А снег идет», «Что знает о любви любовь?», «Зашумит ли клеверное поле…», «Ольховая сережка» («Уронит ли ветер в ладони сережку ольховую…») – на стихи Е. Евтушенко.
Но, несмотря на уникальную плодотворность, Эшпай всегда говорил: «Всю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это — наша жизнь».
Композитор никогда не останавливался на достигнутом. Уже накануне 2000 года он осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, — завершил «золотую серию» концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы). Автор популярных хитов не забывал создавать и музыку для детей, помогая открывать в самых отдалённых уголках страны детские музыкальные школы. Да и сам всегда оставался юным, энергичным, обаятельным человеком.
Про свой почтенный возраст А. Я. Эшпай говорил: «Я никогда не буду стариком. Мне 75, и мне 19», — подтверждая истину, что «душа не стареет», а настоящий талант неподвластен времени. И смерти.